Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
Подпишись на наш telegram канал @basslife



BassDays 21 Руслан Гаджиев

   
Руслан Гаджиев - бас гитарист группы Nautilus Pompilius

 

 

Скачать BLPBassDays21.mp3 [51 Mb] 35:42 мин

Растекстовка подкаста

#nup35 с таким хештегом выкладывают сегодня концертные фото со следующим нашим гостем Русланом Гаджиевым. Хештег означает, что коллектив Nautilus Pompilius был создан ровно 35 лет назад. Вячеслав Бутусов со своим обновленным составом, куда вошел и Руслан, записал в честь этого события новый альбом и отправился в тур. До Наутилуса Руслан Гаджиев играл во многих группах и работал с разными артистами, например с Димой Биланом и Гошей Куценко.

Вадим: Расскажи, почему именно музыка, и кто из музыкантов вдохновил тебя заниматься бас-гитарой?

Руслан: Я с детства занимаюсь музыкой. Начал с фортепьяно. Заставил родителей купить фортепьяно. Они хотели купить мне скрипку, чтобы обойтись меньшими затратами, да и поменьше места этот инструмент в квартире занимает, но мне хотелось фортепьяно. Так что все с классической музыки началось. Потом забросил я это не на долго, поступил в мед. институт. Переходный возраст. Музыка перестала интересовать вообще. И в меде мы начали играть с ребятами, и я взял бас гитару. Так случайно получилось. На гитаре я бренчал в подъезде, но как и все, собственно. И я помню, что ребята мне подарили на день рождения, на 18 лет воде бы, школу Тони Оппенхайма слэповую. И вот с этого началось. Я стал играть этюды. У меня начало получаться, и я понял, что я - бас гитарист будущий. А вообще, вдохновило, если про басистов конечно говорить, то это Пасториус, конечно. Как и многих.

Вадим: Ты сам родился в Нижнем Новгороде. Расскажи про переезд и что произошло после переезда?

Руслан: Переехал я с целью учиться уже серьезно. Именно на своем инструменте. В Ордынку я поступил в Москву. Это Гнесинское училище, эстрадное его отделение. Мне на тот момент было 23 года уже. Я был достаточно взрослый. Это был ход ва-банк с моей стороны. Ордынку я не закончил. Началась работа, и как-то попал в тусовку. Я поступил на первый курс и играл в ансамбле с ребятами с четвертого с третьего курса, и когда они закончили, просто не интересно стало. Я понял, что свое нечто я взял из этого учебного заведения. А вообще, по большей части, научил меня играть нижегородский преподаватель Александр Николаевич Кирдянов. Он в нижегородском музыкальном училище преподавал, сейчас на пенсии. Он отличный преподаватель и многих басистов хороших воспитал. Все что я умею - это благодаря ему, скорее всего.

А в Москве, переехал, поучился, пожил у общаге пару лет. И началась работа какая-то. Все. Работа, тусовки, джемы. Я понял, что учиться не днем, а ночью нужно начинать.

Вадим: Что колледж дал больше: знаний, мотивации или именно тусовку?

Руслан: Мотивацию и тусовку. Я бы так сказал. То есть тусовка - это и есть мотивация. Если вокруг тебя люди играют хорошо, то тебе тоже нужно подтягиваться, каким-то образом соответствовать им и учиться чему-то.

Вадим: Расскажи про свои занятия?

Руслан: Ну на разных этапах по-разному все это было. Долгое время снимал каких-то бас гитаристов. И соло и грувы и разные вещи абсолютно. Занимался гармонией. Мне нравилась импровизация, джазовая музыка нравилась, фьюжн. Занимался обыгрыванием гармоний. Слухом. Такими вот вещами. Гаммы играл тоже разными способами... секвенции... обычный набор, который используют музыканты. Сейчас я больше работаю над темами конкретными. То есть, то, что приходится играть по работе, например, то что разбираешь, то что для джемов тебе годится. То есть самую разную музыку, просто берешь темы и обрабатываешь их, пытаешься какие-то свои мысли вырабатывать внутри этой гармонии.

Вадим: Как работаешь с грувом и звукоизвлечением?

Руслан: С грувом, кстати вот из последнего, есть офигенная программа Drum Jenius - это приложение для iPhone. В нем 400 лупов с возможностью менять темпы. Причем лупы - это студийные сессии разных барабанщиков: начиная от рока и метала и заканчивая свингом. Все это очень на серьезном уровне. Есть длинные лупы, там по 13 тактов. Мне очень нравится это программа. С ней занимаюсь. Или играю под записи свои любимые. Drum Jenius на выезде - идеальная штука.

Вадим: Как запоминаешь материал? Конспектируешь?

Руслан: Ну если необходимо, очень быстро все выучить, то конечно приходится записывать. Я в форме цифровки записываю, если нужно. Но вообще стараюсь выучить все-таки. Не очень люблю читать с листа. Это надо хорошо уметь. Я стараюсь свои идеи уже сгенерировать на тему известную, поэтому пытаюсь выучить. Просто свободнее себя чувствую, если не смотрю в ноты. Если быстро-то цифровки, нотки ритмические.

Вадим: Как ты попал к Бутусову? Расскажи поподробнее про первый концерт, который, как я понимаю, был в рамках Нашествия. Расскажи про свои впечатления?

Руслан: Впечатления самые хорошие. Все что связано с этой группой мне очень нравится. Такое парадоксальное ощущение, когда ты рос на этой музыке, слышал в детстве ее, и сейчас тебе приходится играть те же самые песни. Ответственность большая на всех нас. И удовольствие, конечно, когда ты выносишь это все на публику огромное. На Нашествии было здорово.

Вадим: Когда приходишь на работу к артисту, часто приходится подстраиваться по формату игры к предыдущему музыканту, дабы артисту было удобнее. Ждал ли Вячеслав Геннадьевич от тебя инициатив в плане игры или было жесткое требование играть, как было?

Руслан: Нет. Про Вячеслава Геннадьевича могу сказать, что он очень гибкий и действительно хорошие идеи, если они есть, если они предлагаются, то он поддерживает. Нет какого-то застоя в голове, эстрадной ретроградности. Он слушает очень много современной музыки. С ним в этом плане легко. Мы на самом деле начали делать материал абсолютно с чистого листа.

Вадим: На чем основывалась твоя работа?

Руслан: На старых записях, на студийных скорей. На Наутилусе. Это все происходило спонтанно в основном. Таким джемным путем. Приходили, репетировали по-старинке, в общем-то, как в гараже это делается.

Вадим: А долго готовил материал к прослушиванию или к первой репетиции?

Руслан: На самом деле, день на это я убил, наверное. Вообще меня Денис Маринкин пригласил туда играть, попробоваться. Он работал с Земфирой раньше. Вячеслав Геннадьевич с Земфирой дружит, и он задал ей вопрос о барабанщике. Она посоветовала Дениса, а Денис позвонил мне, и у меня день буквально был, чтобы посмотреть песни. Четыре-пять - в общем-то немного. Приехал, прослушался.

Вадим: Как ты разминаешься? Просто гаммы или партии определенные?

Руслан: Вообще обычно приходится разминаться в таких условиях, когда ты себя не слышишь, поэтому играть какие-то изыски, наверное, бесполезно. Простые упражнения, чтобы просто размять суставы: паучок, хроматические гаммы.

Вадим: Какими качествами должен обладать сессионный басист?

Руслан: Во-первых - уметь играть бас, непосредственно. Во-вторых, памятью хорошей. Это немаловажно в условиях сессионной работы. Гибкостью определенной. Каким-то набором приемов. Может инструментами несколькими, для того чтобы разный саунд можно было реализовать.

Вадим: Последнее время на фотографиях ты появляешься с Пресом (Fender Precision). Расскажи об этом инструменте и почему был выбран именно он? У тебя в руках был и MusicMan и Modulus и много других инструментов, но работаешь сейчас ты именно на Пресе. Почему?

Руслан: Ну во-первых, именно в этом составе на Пресе. В принципе я могу использовать и другие инструменты. От Modulus я отказался по своим причинам. Как-то последнее время начал приходить к классическим инструментам. То есть для меня идеальный набор - это Precision и Jazz Bass. А Прес именно больше подходит по звуковой картинке, которую нужно создать именно в этой группе. А так вообще, еще пятиструнный Jazz Bass у меня есть, безладовый Jazz Bass есть. Music Man мне тоже, кстати, нравится. Я пока отказался от него, но думаю, что приобрету в ближайшее время опять.

Вадим: Посоветуй, пожалуйста бас до 30 тысяч, до 80 тысяч и от 80 тысяч.

Руслан: Ну сейчас, после того как с рублем это все случилось... Ну до 30 тысяч это может быть японский бас - какая-то классическая конфигурация или Jazz Bass или Прес. Я думаю они будут звучать дороже своих денег, не на 30 тысяч. До 80 - американский Fender. Я приверженец этой марки, поэтому только их могу посоветовать. В любом случае, получаешь сбалансированное звучание правильное.

Вадим: Немного подробностей хотелось бы о синте, используемом в твоей работе. В последнее время это клава Alesis и башка Moog. Почему такая конфигурация? Как задействуется синт при работе с Вячеславом Геннадьевичем?

Руслан: Ну с Вячеславом Геннадьевичем он не много задействуется, но задействуется все-таки в некоторых песнях эпизодически. Почему задействуется? Ну чтобы уйти от стандартного звучания каких-то песен. Плюс у нас эспидиз используется, поэтому с электронными барабанами иногда синтовый бас лучше сводится. Какой-то своеобразный окрас он придает.

Вадим: У тебя была Moog целая станция, но теперь только alesis и голова. Почему на ней остановился?

Руслан: Просто из соображений транспортного удобства. А вообще tower звучит очень неплохо. Там два осцилятора. Все ручки необходимые ты перед собой видишь. Можешь их порулить. Единственное что, у него нет мозгов - то есть нельзя настройки запомнить. Но здесь мне нужно пару звуков, поэтому я их накручиваю просто.

Вадим: Как ты добиваешься читаемого, хорошо лежащего в миксе звука синта? В нем очень много тонких настроек. Какие для тебя основные?

Руслан: Слушай, ну в любом синтезаторе есть своя архитектура. В принципе, они все примерно одинаково устроены. Есть несколько настроек, которыми ты постоянно пользуешься. Например, самая основная настройка - это частота. У меня ушло наверно несколько дней на то чтобы изучить архитектуру синтезатора, чтобы понять в принципе, что он из себя представляет. И потом просто по слуху действуешь: решаешь задачу, которая перед тобой стоит. С синтами аналоговыми еще такая штука, иногда нелогичные вещи происходят. Ты можешь случайно просто нарваться на тот звук, который тебе необходим, или случайно найти звук, который получится интересным, и в итоге ты его используешь. То есть, это такое постоянное исследование синтезатора.

Вадим: а что у тебя в педалборде?

Руслан: Был у меня педалборд, но я от него отказался, потому что понял такую штуку, что много соединений поджирают звук. И сейчас у меня одна примочка - это перегруз. Здесь. Именно в этом составе. А вообще, есть у меня октавер, басовый синт босовский, компрессор использовал. Одно время компрессор вообще гитарный использовал в студии. Он низы поджирал, но я использовал его только для определенных целей. А сейчас в лайве - только перегруз. Bass Juice T-Rax.

Вадим: Ты используешь струны DR Sunbeams?

Руслан: В основном да. Я долго экспериментировал. Пробовал разные струны. Мне нравятся они по звуку. Как строят. Служат довольно долго. Где-то по месяцу могут стоять. А перепробовал я, пожалуй, все существующие марки.

Вадим: Варил когда-нибудь струны?

Руслан: Варил.

Вадим: Есть свой рецепт?

Руслан: На самом деле, варил в период, когда не было особо профессиональной работы, но могу сказать, что лучше этого не делать. Они странно звучат после этого.

Вадим: Проект Inwires, смешавший неосоул и электрофанк. Расскажи о нем, и как творчество этого коллектива продвигается в массы?

Руслан: Этот проект сейчас немного стоит на месте, из-за того, что все участники работают в крупных коллективах, к сожалению. Есть там идейный вдохновитель - гитарист Миша Кадурин - отличный музыкант, очень интересный. Он собрал этот коллектив. Довольно быстро мы все это сделали, записали. И как-то потом все вялотекущем образом происходило. Но я думаю, что у этого проекта есть будущее. Когда есть возможность, есть время, то мы собираемся и делаем какой-то новый материал. Будет наверно EP-шка в ближайшее время еще одна. А насчет масс - все стандартно. Интернет, фестивали разные. Были работы за неплохие гонорары. В принципе, час программы у нас есть. Час двадцать даже. Большей частью материал еще не записан в студии, но будет записан. И потом будем продвигать дальше.

Вадим: Эпичным получился клип All Again.

Руслан: Это даже не клип, это Live видео. Там же сыграно-то все живьем.

Вадим: Расскажи про самый крутой концерт с твоим участием?

Руслан: Я надеюсь, его еще не было пока.

Вадим: На чем не стоит обжигаться музыканту, и от какой ошибки ты бы предостерег начинающего музыканта?

Руслан: Про ошибки можно вечно говорить, но пока ты не совершишь эту ошибку ты скорее всего не поймешь, что это ошибка. Поэтому, я думаю, что в первую очередь нужно быть свободней в своих идеях и делать именно то, что тебе нравится. Не стоит бояться ошибок.

Вадим: Есть сложившееся мнение у многих музыкантов, что с работой в каверах лучше не связываться. Как ты относишься к этому? На сколько мне известно, ты участвовал в подобных проектах.

Руслан: Да было такое. Мне кажется, все дело в отношении твоем к этому. Если ты музыкально подходишь к тому, что ты делаешь, не относишься к этому, как к какой-то грязной работе, то, соответственно, и звучать все будет хорошо. Вот и все. Я не люблю такие истории, когда тебе сегодня позвонили и сказали, что завтра нужно сыграть сорок песен, которые тебе не известны. Вот такого я стараюсь избегать. А кавера можно играть тоже очень здорово. Поэтому - абсолютно нормальная история.

Вадим: Что сейчас непосредственно звучит в твоем плей-листе?

Руслан: Я вообще разную музыку для себя постоянно открываю. Сейчас из последнего, что меня поразило, я немного вернулся к классике - первый скрипичный концерт Шостаковича. До этого я его не слышал и сейчас он у меня целыми днями стоит. А вообще, самая разная музыка: от металла до классического джаза. Рок очень люблю, я рос на нем. Помню, что отец слушал Pink Floid, King Crimson, Led Zeppelin. Я с детства в этом варился. Поэтому нет каких-то предпочтений стилевых, и временных рамок тоже нет. Я как современную музыку могу слушать, так и очень старинную. Просто постоянно стараюсь найти что-то, что принесет мне вдохновение, удовольствие.

Вадим: Работаешь ли ты как-то над своим сценическим образом специально? Над поведением на сцене?

Руслан: Нет, вообще никак, абсолютно не задумываюсь над этим. Единственное что, есть такая привычка - строить под музыку рожи. Стараюсь задумываться над этим, чтобы не слишком страшные корчить. А вообще, в принципе я об этом обычно не думаю, само-собой все получается. Главное расслабленно себя чувствовать. Не думать специально об этом. Хотя есть, наверное, музыка в которой нужно определенным образом себя вести, но мне не приходилось участвовать в подобных составах.

Вадим: Забыл вопрос про звукоизвлечение? Работаешь ли сейчас, работал ли? И про работу с метрономом тоже очень интересно.

Руслан: Надо постоянно работать. Постоянно занятия, постоянно обращаешь внимание на звук. В любом случае ты постоянно совершенствуешь это. С опытом, я надеюсь, что оно становится все лучше и лучше. Насчет метронома - стандартно. В разных темпах стараюсь играть. Еще стараюсь делать такие вещи: ставить метроном на первую долю, на вторую, на вторую и шестнадцатую. Вот такие вещи. Штуки, которые позволяют время лучше почувствовать. То есть, если занимаешься с метрономом, то не обязательно, чтобы он был на первую долю.

Вадим: Ты работал до этого еще и с Дмитрием Биланом и с Гошей Куценко. Существует мнение, что работая с поп-артистом приходится выступать чаще под минус, чем вживую.

Руслан: В случае с Биланом - нет. У него живой состав. Хороший коллектив. В данный момент тоже хорошие ребята там работают. Могу сказать, что я огромный опыт получил. Пожалуй, это первый мой опыт работы на действительно больших площадках, и плотный гастрольный опыт. Ну, интересная была работа. Не смотря на то, что это поп-музыка, была определенная свобода. Можно было делать какие-то интересные вещи, аранжировки. Там же клавишный бас использовался, я приспособился к этому.

С Куценко работа была эпизодическая, потому что для него музыка это скорее отдушина такая. Основная работа - это понятно, что актерская деятельность. Ну, тоже довольно интересно было. Хороший коллектив. Кроме музыки мы занимались еще озвучкой кино. Писали саундтреки для разных фильмов. Не только с его участием. У него и студия своя в Москве. Тоже большой опыт.

Вадим: Про личную жизни. У тебя жена тоже музыкант. Удается ли совмещать как-то графики?

Руслан: С трудом удается, потому что у нее тоже гастроли. Неделю в месяц мы видимся. Хотя бы так. По закону подлости получается, что у тебя гастроли - она сидит дома, у нее гастроли - ты дома. В основном так.

Вадим: Руслан, дай совет начинающим музыкантам. Руслан: Быть открытым ко всему. Слушать побольше музыки. Не бояться каких-то новых идей. Делать то, что тебе действительно хочется.

Руслан - очень приятный, улыбчивый и приятный собеседник. Тур к 35-летию Наутилуса будет продолжаться до конца следующего марта. Сходите на концерт, послушайте Руслана. По традиции, мы завершаем подкаст треком нашего гостя. Слушайте группу Inwares - All Again. Успехов в бас деле.


Youtube VK Twitter






Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Rambler's Top100