Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
Подпишись на наш telegram канал @basslife



Clifford Burton (Metallica)

Клифф Бёртон басист MetallicaВ 1982-1983 годах никому ещё не известная группа «Metallica» из Лос-Анджелеса робко пробует свои силы в музыке – записывает демо-материалы, даёт первый концерт в местной школе, пытается сформировать постоянный состав. Костяк команды составили вокалист/гитарист Джеймс Хэтфилд (James Hetfield) и барабанщик Ларс Ульрих (Lars Ulrich), на соло-гитаре тогда играл Дэйв Мастейн (David Mustaine), будущий основатель «Megadeth», а должность басиста оставалась вакантной. Рон Макгоуни (Ron McGovney), считавший игру на басу только хобби, отказался от участия в группе, ставящей необычайно амбициозные цели. «Металлике» требовался музыкант-профессионал, и группа активно разыскивала его.

Клиффорд Ли Бёртон (Clifford Lee Burton) родился 10 февраля 1962 года в Калифорнии и рано начал заниматься музыкой. В 6 лет он уже играл на фортепьяно, а ближе к 14 годам взялся за бас-гитару. Клифф уделял репетициям до 6 часов в день, занимался с преподавателем, а также прослушал теоретический музыкальный курс в колледже. Он любил Бетховена и Баха, джазовых басистов, группы The Misfits и Velvet Underground, круг его интересов был широк и разнообразен. Такая подготовка сделала Бёртона одним из немногих рокеров, имеющих глубокие познания в музыке.

Клифф играл на басу во многих мелких местных командах: «EZ Street», «AD 2 Million», «Battle Of The Bands», «Agents Of Misfortune», пока не был приглашён в более серьёзный проект – группу «Trauma». В этом коллективе у него была особая роль: он часто исполнял на бас-гитаре солирующие партии, играя с эффектом Wah-Wah, «квакушкой», что было очень необычно и ново. Примочкой, которую он использовал, была Bass Balls от Electro-Harmonix. Один из концертов Trauma посетили ребята из «Metallica» и заметили талантливого басиста. Долго уговаривая его примкнуть к ним, Хэтфилд сотоварищи даже согласились перебраться в Сан-Франциско из ненавистного Клиффу Лос-Анджелеса.

Присоединение Бёртона преобразило группу. Его музыкальное образование позволило повысить общий уровень «Metallica», он обучал других музыкантов и участвовал в сочинении музыки. Вскоре был записан качественный демо-материал «Megaforce», и группа отправилась в Нью-Йорк для записи полноформатного альбома. В это время к ним присоединяется гитарист Кирк Хэммет.

Пластинка не заставила себя ждать. Она получила название «Kill 'Em All» и была издана в 1983 году, это была их первая полноценная студийная работа. Успех альбома подстегнул музыкантов, и уже в 1984-ом они записывают следующий: «Ride The Lightning», включающий суперхит «Fade To Black». Обе эти работы можно назвать эталоном «классического» звучания Металлики, но апогеем серии стала третья – «Master of Puppets» 1986-го года. На настоящий момент продано более 6 миллионов копий этого альбома, который многие называют величайшим в истории металла. Концепция его была сложнее и интереснее других thrash-пластинок той поры, песни с «Кукловода» отличает мелодичность, выраженное влияние традиционной классической музыки, привнесённое Бёртоном. Виртуозные соло Хэмметта впоследствии возглавили рейтинги лучших риффов в истории рока.

В поддержку грандиозного «Master of Puppets» организовали большой европейский тур совместно с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne). Гастроли начались в конце марта 1986-го и изначально не заладились. Уже в июне Хэтфилд ломает руку, упав со скейта незадолго до выступления. Концерт отменили, однако турне продолжилось, далее Джеймс только поёт, на гитаре играет музыкант из «Metal Church» – Джон Маршалл. Отыграв концерт в Лондоне, «Metallica» выступает в Стокгольме 26 сентября, и в тот же вечер отправиляется в Данию. В Копенгаген группа планировала приехать рано утром, ребята путешествовали на своём гастрольном автобусе. Все спали на неудобных узких койках, бросив жребий, кто займёт единственное комфортное место: у окна. Оно досталось Клиффу Бёртону.

В 7 утра автобус с музыкантами заносит на подмёрзшей за ночь трассе, он съезжает в кювет и опрокидывается на бок. Участники «Металлики» и их сопровождающие получили незначительные травмы. Все, кроме Клиффа. Выбив стекло, он выпал наружу и был раздавлен автобусным бортом, смерть наступила мгновенно. Это было 27 сентября 1986-го, басисту было только 24 года. Его кремировали в Сан-Франциско, а на похоронах играла инструментальная вещь «Orion» с «Master of Puppets», одна из самых любимых композиций Клиффа.

Несмотря на то, что в «Metallica» Клиффорд Бёртон участвовал только три года, им был сделан огромный вклад в развитие группы. После его смерти музыканты уже не достигали того особого «бёртоновского» звучания, которое так ценили поклонники, однако новые, не менее талантливые басисты, пришедшие на смену погибшему, смогли продолжить общее дело.

Что касается особенностей Клиффа как исполнителя, то он предпочитал классические четырёхструнные гитары и пальцевую технику игры. Он начинал играть на старенькой Rickenbacker 4001, позже используя инструменты Alembic Spoiler и Aria Pro SB-1000RI. Электронную составляющую его звука образовывали примочки Sovtek Big Muff и уже упомянутая Bass Balls от Electro-Harmonix, а также винтажная «квакушка» Chrome Tel-Ray Morley Power Wah Boost. Из усилителей он предпочитал Mesa/Boogie 4x12", Mesa/Boogie Mesa 400+ и самодельный кабинет 1x15".

Автор: Николай Фёдоров


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100