Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



Зачем это нужно?

Добра желаю! Стоит полагать, что раз уж ты читаешь эту статью, значит ты не равнодушен к тэпингу. Музыка это искусство. Я не думаю, что басиста, который играет партии из 5-6-ти нот, можно назвать музыкантом. Надеюсь что хотя бы краткое ознакомление с серией статей поможет выбить из головы примитивное представление о тэпинге как о быстром чередовании указательного и других пальцев левой руки с помогающим указательным пальцем правой руки(или же медиатором). К тому же тэпинг может очень хорошо развить технику правой руки. Разве не было желания попробовать нечто большее чем 2 пальца или же значительно улучшить свою 3-х пальцевую технику(я о тех кому не безразлично хаотическое движение пальцев)? Освоение тэпинга хорошо поможет в освоении игры и 4-мя пальцами. Но это лишь плюсы для твоей техники. Не каждый собирается жарить 16-ми нотами. Нет. Тэпинг это не обязательно 16-е ноты при темпе 150-170 ударов в минуту. Музыкальное разнообразие всегда приветствовалось. Тем более сейчас. Подумай, что поможет выделиться группе среди сотен и тысяч переигрывающих то что придумали 20, 15, 10 лет назад?

О чём эта статья?

Эта статья откроет серию вводных занятий в тэпинг. В этой статье приведены упражнения только на правую руку. Большое внимание будет уделено мизинцу правой руки. Потому как у 90% (если не больше) басистов мизинец правой руки не развит вообще. В тэпинге это очень важно. Освоение упражнений из этой статьи может вызвать некоторые трудности у тех кто использует двухпальцевую технику (слабым может оказаться и безымянный). Я использую трёхпальцевую технику ещё с того момента как начал осваивать бас гитару. Нижеизложенные упражнения развивают все пальцы. Также вы познакомитесь с брутальным упражнением на растяжку пальцев правой руки. Как ни странно, но пальцы растягиваются одинаково на обоих руках. Под растяжкой я понимаю не то насколько далеко ты можешь отправить свой мизинец на грифе, а как чётко ты можешь зажать лад вытянутым пальцем. Здесь правая рука сильно уступает левой. Бери гитару и попробуй зажать указательным 12-й лад на струне Ми и средним 14-й лад на струне Ля как показано на первом рисунке.

Рисунок_1

Даже при очень небольшом опыте игры это не так уж и сложно и ничего космического в этом нет. Теперь из этого же положения чётко извлеки ноты безымянным пальцем на 16-м ладу струны Ре и мизинцем на 18-м ладу на струне Соль. Сложновато? Я сам столкнулся с этой проблемой, когда начал осваивать тэпинг. Именно поэтому я и решил написать подобную статью. Ещё я бы хотел осветить такой момент как pull-off правой рукой. Ты такое слышишь впервые? Но ты же делаешь pull своей левой, так чего бы его не сделать и правой? Ну и про слайды не забываем-с ;-)

Никто не претендует на авторство лучшей статьи по тэпингу, нельзя сказать, что эта статья несёт в себе какие-то концептуальные идеи. Я просто убедился на своём опыте что каждодневные занятия дают результат. И от того, как много ты будешь уделять этим упражнениям времени (пытать себя больше 40-60 минут не стоит), будет зависеть как быстро придёт результат. Лично я уже через 4 дня заметил прогресс. Так, по-моему, уже достаточно было сказано. Пора приступать к занятиям.

Разминаем пальцы

Для начала я бы хотел дать свои рекомендации по использованию метронома во время своей практики. Играйте упражнения сначала в том темпе, в котором у вас не возникает трудностей. Потом увеличивайте темп на 15-20 ударов в минуту и играйте упражнения второй раз.

Прежде чем приступить к игре на грифе, я бы хотел посоветовать несколько хороших упражнений. Почему то многие пренебрегают советами заниматься гимнастикой для пальцев. Опишу первое упражнение. Делайте его всегда перед игрой (минут 5-10), через какое-т о время вы поймёте что это помогает. Кладём кисть на стол. Пальцы изогнуты так, чтобы они опирались только кончиками, главной же опорой является ладонь. Думаю, все знакомы с таким упражнением: по очереди поднимать пальцы 1-2-3-4-3-2-1-~. Конечно, оно тоже полезно, но сейчас речь не о нём. Будем развивать пальцы парами. Т.е. сильный палец + слабый палец. В пример будет приведено сочетание среднего пальца и мизинца. И так, кладём кисть на стол, включаем метроном (темп на личное усмотрение) и делаем следующее: на каждый удар метронома поочерёдно поднимаем средний палец и мизинец. Если это сложно делать, то в помощь можно подключить левую руку: просто прижми остальные пальцы. Уже через 5 минут средний и мизинец будут подниматься независимо.

В этом на первый взгляд несерьёзном упражнении есть два важных момента:

- следует добиваться чёткого удара по столу

- пальцы не должны резко дёргаться при подъёме, они должны плавно двигаться

Но не стоит зацикливаться на одних четвёртых нотах (если конечно так настроен метроном). Хорошо развивает чередование 4-х и 8-х нот. Попробуйте выстукивать разные ритмы. Так вы сможете вызвать хоть какой то интерес к этому монотонному занятию, а это уже плюс.

И напоследок ещё одно хорошее упражнение. Поочерёдная смена пальцев как показано на 2-м рисунке. Эти упражнения ОЧЕНЬ полезные. Не забывайте что делать его можно не только дома ;-)

Рисунок_1

Понеслась

Пришло время взяться за гитару. В этой статье будут использоваться два положения правой руки:

Тэппинг на бас гитаре

Пальцы всегда должны быть согнуты. Согнуты также как и при игре левой рукой. Во-первых, только согнутыми пальцами можно ударять по струнам с достаточной силой (качество звука зависит от силы удара), а во-вторых, от этого зависит точность попадания по струнам. Только не надо замахиваться на свою гитару так, как будто приходится отгонять надоедливую дворнягу.

Первые два упражнения это самое простое, что можно было придумать для развития координации и силы пальцев правой руки (не забываем про положение кисти как на фото 3). Первое упражнение играется с положения 1, т.е. начинается с указательного пальца. Забудьте про левую руку, она просто глушит струны.

Упражнение_1-1

Не надо торопиться. Стоит сделать акцент на том, что не выходит. Необходимо добиваться чёткого удара. Чем выше будут подняты пальцы и как быстро они будут опущены на струну, тем чётче будет звук. Помните что главная цель этих упражнений координация и сила.

Усложняем задачу:

Упражнение_1-2

Теперь ещё и требуется контролировать длительность звучания нот. Метроном, метроном, метроном. Игра под метроном - вот залог успеха. Начинайте всегда в маленьком темпе, добиваясь чёткого звука - вот второй залог успеха. Ускоряемся путём сокращения нот:

Упражнение_1-3

Не надо зацикливаться(я бы даже сказал нельзя) на одних 4-х и 8-х нотах. Сочиняйте разные ритмы в рамках этого упражнения. Проявите сообразительность. Если кому-то всё это покажется сложным - не отчаивайтесь... Самое сложное ещё впереди. После 10-ти минутной практики(на первых этапах необходимо уделять упражнениям много времени) переходим играть с положения 2. Всё абсолютно то же самое, вот только играть теперь будем немного в другом порядке. Всё вместе:

Упражнение_2-1

Сажаем пальцы на шпагат

И так, достаточно поупражнявшись, настало время рассказать о брутальном упражнении. Будем растягивать пальцы. Как уже говорилось выше, пальцы на обеих руках тянутся одинаково. Разница лишь в том, что левая рука постоянно практикуется в это, а правая... к сожалению никакой практики не имеет. Пора это исправлять. Тэпинг это техника где задействованы обе руки. Т.е. правая рука должна уметь тоже, что и левая. Приступим. Постановка выглядит примерно так:

Рисунок_4

Да, короче говоря, все пальцы ставят квинты. Поверьте мне, это очень хорошая разминка.

Примечание:
Не спорю, не каждый может выставить так пальцы. На втором фото у меня задействовано всего два пальца: средний и безымянный. Если не хватает растяжки и не получается выставить пальцы точь-в-точь как на фото - НЕ ПЫТАЙТЕСЬ! Иначе можно остаться без пальцев вообще. Решение проблемы есть. Нет, резать перепонки не надо. Не можешь дотянуться - допрыгни. Просто двигай кисть вдоль грифа. Да, это сложнее, но это ведь сделает больше чести, будет чем похвастать перед теми у кого пальцы длиннее. Главное, ведь, не размер, а мастерство ;-)

Упражнение_3-1

Pull off правой рукой

Не стоит за один день сильно нагружать свои пальцы. К этому разделу не стоит сразу переходить после краткого ознакомления с предыдущими упражнениями. Лучше всего поиграть день-два то что описано выше - пусть привыкнет, "набьётся" рука. Конечно это зависит от того насколько хорошо усваивается техника. Думаю нет уже смысла в третий раз повторять необходимость pull off при игре правой рукой. Всё тоже самое: удар - hammer, зацеп - pull off.

Для развития этой техники хорошо подходит упражнение гитаристов. Начинайте с того лада, с которого вам удобнее всего:

Упражнение_4-1

Примерно в таком положении находится правая рука:

Рисунок_4

Слайд

Как вы уже успели догадаться, все вышеописанные способы звукоизвлечения абсолютно идентичны способам звукоизвлечения левой рукой. Напоследок хотелось бы подкинуть идейку со слайдами. Если никто над этим не задумывался раньше, то, я думаю, время настало.

Рисунок_4

Упражнения 1-5(Guitar Pro 4.0)
Упражнения 1-5(Guitar Pro 5.2)

List

 


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100