Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



10. Бас гитара для новичков. Гаммы и практика


Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-... отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

G|--------------|--------------|
D|--------------|-----4--6--7--|
A|--------4--5--|--7-----------|
E|--5--7--------|--------------|

До-Ре-Ми на A

G|--------------|--------------|
D|--------------|--------------|
A|--------4-----|--4-------4---|
E|--5---7----5--|------5-------|

Риф

G|---------------|----|
D|---------------|-4--|
A|--7------4-5-7-|----|
E|-----5-7-------|----|

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

G|--------------|-----------0--|
D|--------------|--0--2--4-----|
A|-----0--2--3--|--------------|
E|--3-----------|--------------|

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.


G|--------------|--------------|
D|--------------|-----4--5--7--|
A|--------4--5--|--7-----------|
E|--5--7--------|--------------|

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.


G|--------------|--------------|
D|--------------|--------5--7--|
A|-----------5--|--7--8--------|
E|--5--7--8-----|--------------|

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами "учить" и "практиковаться". Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы - нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат "Wild World" и "Lucky Man" где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени "Moondance". Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:


G|-----------7--|-9--7----7-------|--------------|-----|
D|--7--7--9-----|------10---10--9-|--7--9--7--5--|--0--|
A|--------------|-----------------|--------------|-----|
E|--------------|-----------------|--------------|-----|

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное - уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.



Youtube VK Twitter






Rambler's Top100