Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



Советы доктора Ди. Совершенствуем шагающий басЯ постоянно встречаю студентов, которые недовольны своими партиями «шагающего баса». Кому-то не нравится, как их линии переходят (или не переходят) от одного аккорда к другому. Кто-то постоянно зацикливается на одних и тех же предсказуемых паттернах. У кого-то ограничено разнообразие. Кто-то просто не совсем удовлетворен своими успехами. Все это может иметь место, даже если студент относительно неплохо разбирается в теории джаза. Вот три составляющие моего рецепта против этой неудовлетворенности: Переложение. Сочинение. Повторение.

Переложение

Первое, что я спрашиваю у людей, которые недовольны своим «гуляющим басом»: «Сколько переложений басовых линий вы сделали?». Ответ (практически всегда) – «ни одного». Они никогда не пытались подражать своим любимым музыкантам, изучая их линии, часто несмотря на множество сделанных переложений соло. Это первое упущение, которое я предлагаю восполнить. Мои рекомендации:

  1. Возьмите какого-нибудь басиста, чьи линии вам нравятся. (Если говорить о джазе, я обычно советую начать с Рэя Брауна и от него продвигаться дальше.) Найдите минимум три его композиции или мотива и изучите несколько фрагментов с каждой записи. На слух, желательно в реальном времени. Если не получается, используйте какой-нибудь программный «замедлитель». Также вы можете найти уже готовые транскрипции басовых линий, выполненные разными людьми. Они тоже полезны.
  2. В процессе переложения старайтесь звучать как можно ближе к оригиналу. Нужно не просто выучить ноты, а попытаться насколько возможно воспроизвести само ощущение музыки, дух звучания и подход к инструменту. Будьте Рэем Брауном.
  3. Что касается количества мотивов и фрагментов – как правило, чем больше Вы разберете, тем лучше. Впрочем, занимайтесь переложением до того момента, пока не усвоите внутреннюю суть музыканта, его игры. Как только вы ее поняли, вы получаете нечто, на что можно опереться в дальнейшем.

Сочинение

Импровизация – это не более чем спонтанное сочинение. Если вы не можете сесть и написать удовлетворительную басовую линию, то вряд ли сможете и сымпровизировать.

    Выберите мотив, с которым будете работать.
  1. Напишите один куплет «гуляющего баса» (или линию половинных нот, если это то, над чем вы хотите поработать). Не нужно слишком долго сидеть над этим, просто напишите что-нибудь более-менее подходящее.
  2. Сыграйте линию. Когда доберетесь до места, которое вам не нравится, остановитесь и выявите сомнительную ноту. Подберите подходящую замену и запишите ее.
  3. Замена одной ноты может потребовать замены и последующих нот. Делайте замены по мере надобности, пока они не станут не нужны.
  4. Продолжайте процесс, пока не будет готова басовая линия, которая вас устроит. Сейчас мы не стремимся к совершенству, нужна лишь приемлемость.
  5. Повторяйте этот процесс с разными мотивами, до тех пор, пока не сможете написать удовлетворительный рефрен с первой попытки.

Повторение

  1. Выберите мотив.
  2. Сыграйте тридцать куплетов один за другим, только «гуляющий бас», никаких соло, никаких мелодий.
  3. Избегайте повторения паттернов и уходите от привычки играть одни и те же линии в определенном месте песни. Не играйте ничего из того, что вы уже играли в предыдущем варианте.
  4. Как только вам удалось успешно это сделать, это значит, что теперь у вас есть багаж вариантов построения басовых линий, с которым можно двигаться дальше. Вполне вероятно, что вы найдете и новые интересные варианты выполнения замен.
  5. Повторяйте этот процесс для стольких мотивов, сколько сочтете целесообразным.

Конечно, я надеюсь, что у вас будет не много таких выступлений, где нужно играть тридцать куплетов подряд. Однако выполнение этого упражнения с должным старанием заставит вас находить новые решения. Если вы знаете всего три способа обыграть последовательность II-V-I, вы рискуете до смерти надоесть самому себе уже после шести куплетов, не говоря уже о тридцати. Ваша скука и неудовлетворенность должны подтолкнуть вас к поиску новых способов обыгрывания, достойных и не слишком предсказуемых. Это один из лучших способов найти новые варианты выполнения замен в функциональной гармонии и уйти от повторяющихся паттернов.

Счастливых праздников! Держите хвост трубой!

17 января 2013
Автор: Донован Стоукс
Источник: Dr. D’s Guide to Improving Your Walking Bass Lines
Перевод: Ася Сорокина


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100