Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



Сегодня мы рассмотрим две песни, басовая линия которых стали классикой. Это - "The Open Road" и "Riders on the Storm". На предыдущих уроках я всеми правдами и неправдами старался отучить вас от использования открытых струн, однако существуют ситуации, когда без игры открытых струн не обойтись. Открытые струны целесообразно использовать при смене позиции левой руки. Сегодня мы убедимся в этом.

Ноты

Как будет показано, обе песни играются очень низко: между E и A, однако звучание нот в этих песнях сильно отличается. В "Riders" звук подобен раскату грома. Регуляторы тембра выкручены в самое низкое положение, ноты сливаются в единый гул, но в то же время они обеспечивают движение песни. В "Road" ноты звучат более ярко и отрывисто. С помощью эквалайзера поднимите высокие и низкие частоты и немного опустите середину. Можно даже играть медиатором, но тогда вам придется глушить звуки.

Время

Обе песни имеют пульсирующую с постоянной скоростью басовую линию. Темп "Riders" на половину медленнее, чем в "Radar". "Radar" играется четвертными нотами, в то время как "Riders" - восьмыми. Слушайте слабые доли. В чем ловушка?

В "Radar" ловушкой является каждая новая нота. Вы даже можете услышать наслоение, поскольку играются быстрые восьмые. В "Riders" все ноты четвертные. Все ловушки я обозначил значком "v".

Монотонность

Это основные линии песни и они играются очень долго. Поэтому требуется особое внимание и концентрация, для того чтобы играть эти песни с правильным количеством энергии и динамики. И, конечно, вы не должны заскучать до такой степени, чтобы забыть сменить аккорд.

Riders on the Storm

Табулатуру, представленную ниже я обнаружил в сети. Я сел и сыграл ее в точности как написано. Открытая струна A выводила меня из себя, поскольку звенела, когда я возвращался с A на E. Также внутренняя синхронизация то и дело давала сбой, и пальцы порывались сыграть лишние ноты из-за несимметричности аппликатурного шаблона. Я смотрел на ноты и думал, что же делать. Мне хотелось играть все ноты с одинаковой громкостью, непрерывно "сливая" их воедино (выражаясь музыкальным языком, я должен играть легато), но я не в коем случае не мог позволить звенеть открытой струне.

Поскольку в моем распоряжении не пятиструнный бас, я не могу играть то же самое, начиная с пятого лада более низкой струны (B). Но я могу играть A на пятом ладу струны E. (см нижнюю табулатуру) Таки образом, переместив одну ноту, я получил аппликатуру, лишенную всех этих недостатков. Теперь первая нота каждой четырехнотной последовательности - открытая E, и остальные три ноты используют ту же аппликатуру. Я просто перемещаю пальцы вверх и вниз на два лада для каждой фразы. Кроме того, я никогда не играю две открытые ноты одновременно и мне не надо заботиться о глушении. Глушение и легато получаются одновременно

Здесь нет никакой магии, поскольку интервалы G->-B и A->-C# совпадают, а песня движется между E-минор и F-мажор, достаточно вспомнить теорию построения мажорных и минорных трезвучий и все станет ясно.

Riders on the Storm - Doors

      v       v         v       v    
G-----------------|-----------------|
D-----------------|-----------------|
A---2---2---0-4-0-|---2---2---0-4-0-|
E-0---3---0-------|-0---3---0-------|
v v v v
G-----------------|-----------------|
D-----------------|-----------------|
A---2---2-----4---|---2---2-----4---|
E-0---3---0-5---5-|-0---3---0-5---5-|

Radar Love

Это одна из моих любимых песен, но она требует много внимания при исполнении. Все ноты F# должны звучать четко и чисто. Длительность должна создавать напряжение и обеспечивать движение. Обычно вы перебираете струны, чередуя указательный и средний палец. Когда вы делаете это, "следующий" палец должен касаться струны немного раньше, чем обычно, чтобы создать небольшую паузу между нотами. Играйте таким образом восьмые ноты от F# до A. Затем заглушите струну A прежде чем играть быстрый переход от E к F# (Используйте hammer-on). Если у вас возникают сложности с глушением струны A правой рукой, можно сделать это левой рукой, поскольку это не препятствует игре F#.

Во второй фразе переход от F# к E делается без щипания первой E, просто уберите палец с F# и позвольте струне E звучать (этот прием называется pull-off), в следующую долю щипните ее опять. Затем снова резким ударом зажмите F#.

Небольшой комментарий по поводу grace notes: технически они должны звучать сразу, но практически, прежде чем возникнет звук, пройдет несколько наносекунд. В этом случае вам надо щипнуть открытую струну E за мгновенье перед долей, а F# играется hammer-ом непосредственно в долю.

Эти три простые ноты потребуют от вас много работы. Я потратил на это несколько длительных сессий, и должен вам сказать, что это намного труднее, чем выглядит на первый взгляд. Такой выбор времени для E во второй фразе достаточно хитрый прием, обеспечивающий движение вперед и назад. Вы хотите сделать звук протяжным и в то же время остаться в быстром темпе.

Radar Love - Golden Earring

          v   v     v     v     
G|-----|-----------|-----------|
D|-----|-----------|-----------|
A|-----|-----------|---------0-|
E|-----|-0h2-2-2-2-|-2-2-2-2---|

G|-----------|-----------|-----|
D|-----------|-----------|-----|
A|-----------|-----------|-----|
E|-0-2-2-2-2-|-2-2-2p0-0-|-0h2-|

Как было отмечено в более разных уроках, способность правильно играть басовые линии такого типа с надлежащей энергией, показывает, являетесь ли Вы серьезным басистом. Ваше мастерство это не только скорость игры, это правильность игры. Вы должны быть способны играть нужные ноты в нужное время нужным способом. Если Вы освоили эти принципы, то, вероятно, скоро вы смените свой статус новичка.


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100