Импровизация на бас-гитаре
Модераторы: List, Alex, Dark Sun, Cmaj
- Автор
- Сообщение
-
Не в сети
- Однориффник
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
- Откуда: Беларусь
Re: Импровизация на бас-гитаре
Как ми может быть субдоминантой если от ноты До до ноты Ми не 5 тонов а 3 всего лишь?
Ведь как я понимаю Субдоминанта-5 тонов, доминанта-4 тона, или не так? Действительно-ли расстояние от тоники до субдоминанты- 1 терция?
Ведь как я понимаю Субдоминанта-5 тонов, доминанта-4 тона, или не так? Действительно-ли расстояние от тоники до субдоминанты- 1 терция?
_________________


-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
ми это терция аккорда до-мажор
субдоминанта и доминанта это из другой оперы
путаница происходит от нечеткого понимания двоякости термина "тоника"
тоника в гармонии это основание аккорда, наиболе устойчивая нота (ступень)
тоника в функциональной гармонии это аккорд, к которому стремится гармония, наиболе устойчивый, построен на первой ступени используемого лада
субдоминанта и доминанта это из другой оперы
путаница происходит от нечеткого понимания двоякости термина "тоника"
тоника в гармонии это основание аккорда, наиболе устойчивая нота (ступень)
тоника в функциональной гармонии это аккорд, к которому стремится гармония, наиболе устойчивый, построен на первой ступени используемого лада
-
Не в сети
- Однориффник
- Сообщения: 27
- Зарегистрирован: Сб дек 24, 2011 11:32 pm
Re: Импровизация на бас-гитаре
Грубо говоря: Субдоминанта=чистой кварте, Доминанта=чистой квинте. Только правильнее будет говорить о доминантах и субдоминантах, когда речь идет о функции которую несёт аккорд по отношении к основному(главному) аккорду тональности, это ступени на которых строится "тяготеющий"(требующий разрешения) аккорд(ступень - его тоника). Когда речь идет о нотах аккорда, лучше использовать термины "квинта", "терция", "кварта" (кварта как нота аккорда редко используется, если не считать обращений)
Пока писал текст, Cmaj уже ответил:)
Пока писал текст, Cmaj уже ответил:)
-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: Чт июн 16, 2011 9:35 am
- Откуда: Саратов
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
Во поназагибали то, я аж сам запутался
Я несилен в теории, но меня учили рассматривать аккорды (далее септакорды и т.д.) в составе звукоряда а не как отдельную сущность, тогда понятней становится. Рисуем звукоряд (лад) и от каждой ступени строим аккорд. Рисуем все на бумажке в клеточку, 1 клетка = полутону. Собственно получаем таким образом все аккорды звукоряда, включая уменьшенный (забыл как его в интернетах обзывают). Потом чешем репу - что делают минорные аккорды в мажорной гамме (и наоборот)
.
В общем, как я понял у всех свои тараканы в голове и зависят они от учителя, который их туда поселил
.
Если разрисовать все это по всем тональностям, то можно наглядно увидеть как собственно из одной тональности в другую переходить можно.
И поиграв аккорды звукоряда можно услышать, что там к чему тяготеет, а потом в доминантах и субдоминатах ковырятся. Математика вобщем то получается. Куда ни плюнь - везде математика, вот уж точно царица всех наук.


В общем, как я понял у всех свои тараканы в голове и зависят они от учителя, который их туда поселил

Если разрисовать все это по всем тональностям, то можно наглядно увидеть как собственно из одной тональности в другую переходить можно.
И поиграв аккорды звукоряда можно услышать, что там к чему тяготеет, а потом в доминантах и субдоминатах ковырятся. Математика вобщем то получается. Куда ни плюнь - везде математика, вот уж точно царица всех наук.

-
Не в сети
- Однориффник
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
- Откуда: Беларусь
Re: Импровизация на бас-гитаре
Дело как раз в том,что я не понял как строить аккорды
_________________


-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 976
- Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
В общем давай я расскажу. как это понимаю я уже на протяжении почти 20 лет, потом придёт Cmaj и скажет, что я не прав, но у меня так получается по крайне мерее
Хотя возможно, что я что-от путаю, а то, что получается - чистое совпадение 
Начнём с простых аккордов миноров и мажоров.
Допустим нам нужно построить Ля мажор: Однозначно в этот аккорд у нас входит сама нота Ля - она является основной нотой, задающей тональность, т.е. тоникой в моём видении мира. Теперь нам нужна доминанта в аккорде. Доминанта из себя представляет квинту к тонике. Т.е. к ноте Ля это будет Ми. И вот у нас уже есть две ноты. Причём они остаются одинаковыми и для мажора и для минора. Теперь субдоминанта. Субдоминанта в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным. Для Ля мажора субдоминанта будет До диез - т.е. на 2 тона выше тоники. Для Ля минора просто до, т.е. на полтора тона выше тоники. Вот и получаем 3 ноты. Причём играть их можно в любой октаве. Итог наш аккорд Ля мажор состоит из нот Ля, До диез, Ми. Можешь сыграть простейшее арпеджио: A (открытая 3), C#, E (2ая струна), A(1 струна). По ноте на каждую четверть обычного такта. Звучит красиво
Это пример обыгрывания аккорда "в лоб". Теперь поменяй в этом примере C# на просто С и поиграй это-же арпеджио. Сразу всё услышишь. Точно так-же с помощью интервалов строятся аккорды от любой другой ноты. Интервалы все те-же.
В септ-аккорде при обозначении добавляется циферка 7. К примеру С7. Давай его построим. Этот аккорд состоит уже из 4х нот. Сначала строим Обычный аккорд До мажор по правилу. которое выше. У тебя должны получиьтся ноты С, E, G. Теперь сделаем из него Септ аккорд. Для этого добавим ещё одну ноту и эта нота будет A#. Почему именно A#? Потому-что она есть седьмая ступень от тоники. в нашем случае ноты С. Для простоты счёта в уме достаточно вспомнить, чот в октаве 8 ступеней, а значит седьмая ступень у нас на тон ниже тоники. Т.е. С - 1 тон = A#. На слух септ аккорды воспринимаются как неустойчивые, просящие дальнейшей обыгровки и разрешения в что-то. Часто используются для переходов, например. Естественно септ аккорд может быть и минорным. Что-бы сделаьт из нашего С7 Cm7 нам нужно что? Правильно - уменьшить субдоминанту на пол тона. Т.е. в нашем аккорде C, E, G, A# - У превратится в D# и аккорд начнёт выглядеть так: С, D#, G, A#.
Надеюсь, получилось объяснить? Теперь попробуй сам построить по аналогии несколько аккордов. И для самостоятельного постижения нарисуй сюда ноты в аккорде F#m6
)) Если сможешь, считай построение простых и основных аккордов ты осознал. Пока не будем вдаваться в дебри импровизации и ограничимся обыгрыванием аккорда только теми нотами, которые в него входят. Арпеджио здесь - это классический случай. В принципе можешь играть любые ноты аккорда в любом порядке, как говорится "по вкусу". Например, можешь поподыгрывать простеньким песенкам из Русского Рока, они там на 90% одноклеточные и на них очень легко учиться. Поизобретай свои бас-партии. И поиграй по разному аккорды из них. Сам очень быстро дойдёшь до понимания что можно делать, а что нельзя. Остальные извраты потом, по освоению этих вещей.


Начнём с простых аккордов миноров и мажоров.
Допустим нам нужно построить Ля мажор: Однозначно в этот аккорд у нас входит сама нота Ля - она является основной нотой, задающей тональность, т.е. тоникой в моём видении мира. Теперь нам нужна доминанта в аккорде. Доминанта из себя представляет квинту к тонике. Т.е. к ноте Ля это будет Ми. И вот у нас уже есть две ноты. Причём они остаются одинаковыми и для мажора и для минора. Теперь субдоминанта. Субдоминанта в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным. Для Ля мажора субдоминанта будет До диез - т.е. на 2 тона выше тоники. Для Ля минора просто до, т.е. на полтора тона выше тоники. Вот и получаем 3 ноты. Причём играть их можно в любой октаве. Итог наш аккорд Ля мажор состоит из нот Ля, До диез, Ми. Можешь сыграть простейшее арпеджио: A (открытая 3), C#, E (2ая струна), A(1 струна). По ноте на каждую четверть обычного такта. Звучит красиво

В септ-аккорде при обозначении добавляется циферка 7. К примеру С7. Давай его построим. Этот аккорд состоит уже из 4х нот. Сначала строим Обычный аккорд До мажор по правилу. которое выше. У тебя должны получиьтся ноты С, E, G. Теперь сделаем из него Септ аккорд. Для этого добавим ещё одну ноту и эта нота будет A#. Почему именно A#? Потому-что она есть седьмая ступень от тоники. в нашем случае ноты С. Для простоты счёта в уме достаточно вспомнить, чот в октаве 8 ступеней, а значит седьмая ступень у нас на тон ниже тоники. Т.е. С - 1 тон = A#. На слух септ аккорды воспринимаются как неустойчивые, просящие дальнейшей обыгровки и разрешения в что-то. Часто используются для переходов, например. Естественно септ аккорд может быть и минорным. Что-бы сделаьт из нашего С7 Cm7 нам нужно что? Правильно - уменьшить субдоминанту на пол тона. Т.е. в нашем аккорде C, E, G, A# - У превратится в D# и аккорд начнёт выглядеть так: С, D#, G, A#.
Надеюсь, получилось объяснить? Теперь попробуй сам построить по аналогии несколько аккордов. И для самостоятельного постижения нарисуй сюда ноты в аккорде F#m6

_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24
-
Не в сети
- Гроза Соседей
- Сообщения: 817
- Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm
Re: Импровизация на бас-гитаре
Как бы не верно, потому что субдоминанта - это кварта, к мажор-минорности мало относится.ParaZZit писал(а):Субдоминанта в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным.
Терция в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным. Большая терция - мажорная. Малая терция - минорная.
И порядок строения аккорда из любого диатонического лада следующий:
Тоника - терция(Maj или Minor) - квинта(доминанта) -> для простых аккордов
Тоника - терция(Maj или Minor) - квинта(доминанта) - септима -> для септ-аккордов
а чтобы понимать почему в какой либо тональности от одной ступени аккорды мажорные, от другой минорные, почему иногда квинта встречается уменьшенная, а септима там-то большая, а там-то малая и т.д. выучите строение диатоники 7 фундаментальных ладов :
ионийский
дорийский
фригийский
лидийский
миксолидийский
эолийский
локрийский
Хотя не просто выучить нужно, а вникнуть в смысл откуда ноги растут. А далее, владея понятием "интервалы" любой аккорд и строится (по ступеням I - III - V - (VII) например для простых (септ)аккордов).
-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
Арпеджио частный случай строго говоря.Арпеджио здесь - это классический случай. В принципе можешь играть любые ноты аккорда в любом порядке, как говорится "по вкусу".
в любом порядке не получится. точнее можно, только смена ноты в басу меняет функцию аккорда, т.е. его назначение в гармонии. отсюда - высококлассные басисты мыслят линию гармонически, что указывает нам на необходимость знания гармонии как науки.

PaVliQ, +1
а вообще полезно историю немного знать.
музыка у нас терцовая все же. потому и аккорды такие. ну или наоборот - аккорды терцовые, потому и музыка терцовая. кароче, вопрос о курице и яйце

почему так?
патамушта... с пятого сверху поста читать и далее
-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 976
- Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
Да я то это знаю, а вот человек пусть поиграет по всякому, дабы ощутить "ближе к телу". И потом и он сам знать начнётCmaj писал(а): в любом порядке не получится. точнее можно, только смена ноты в басу меняет функцию аккорда, т.е. его назначение в гармонии. отсюда - высококлассные басисты мыслят линию гармонически, что указывает нам на необходимость знания гармонии как науки.![]()

Я вот только не понял, получается, что терция к тонике это не субдоминанта? А я почему-то всю жизнь музыкальую её так называл. Выходит не прав был?
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24
-
Не в сети
- Гроза Соседей
- Сообщения: 817
- Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm
Re: Импровизация на бас-гитаре
ru.wikipedia.org/wiki/Субдоминанта
-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: Чт июн 16, 2011 9:35 am
- Откуда: Саратов
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
В общем то PaVliQ правильно написал.Zuzya писал(а):Дело как раз в том,что я не понял как строить аккорды
Попробую написать как мне объясняли. Для начала нужно изучить интервалы (и их сложение и обращение). Считаем что это мы знаем.Хотя не просто выучить нужно, а вникнуть в смысл откуда ноги растут. А далее, владея понятием "интервалы" любой аккорд и строится (по ступеням I - III - V - (VII) например для простых (септ)аккордов).
Берем звукоряд по белым клавишам фортепьяно (забыл какой лад будет).
До-Ре-МиФа-Соль-Ля-СиДо(-Ре-МиФа-Соль-Ля) между "слипшимися" нотами полтона у нас, в скобках ноты чтоб минорную гамму сразу взять можно было (от Ля).
ступени гаммы соответственно
I-II-III-IV-V-VI-VII-I(VIII) и т.д.
I-тоника, IV-субдоминанта, V-доминанта.
Других звуков не используем ибо в ладу их типа нет (тональностей пока тоже не касаемся).
Аккорд у нас содержит звуки I,III,V ступеней.
Берем первую ноту гаммы и строим аккорд, получаются ноты До, Ми, Соль. Определяем мажорный или минорный аккорд - первая терция большая, вторая малая - мажорный. Получили C (Сmaj

Берем вторую ноту и по аналогии строим аккорд от нее (считая ее I-й ступенью ибо она теперь тоника), получаем Dm. от едрена вош, гамма мажорная а аккорд минорный

Дальше надо над аккордами поизгалятся путем их обращения.
Вот примерно так мне все это изложил учитель мой.

PS. Да, сыграть это все надо конечно (и не раз, и по всякому), обращая внимание на расположение нот на грифе, там тоже закономерности можно увидеть.
-
Не в сети
- Болтливый Монстр
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Импровизация на бас-гитаре
не-а...Ingvar писал(а):первая терция большая, вторая малая - мажорный. Получили C (Сmaj).
получили трезвучие С - оно же "до-мажор", оно же C-dur
а Сmaj предполагает аккорд из 4х звуков и еще мешок написаний, Cmaj7, C+7 итд и зовется "большой мажорный септаккорд" - maj = major = "большая септима"
и ноты будут в нем - до-ми-соль-си
но общий ход мысли правильный. и правильно - сначала с трезвучиями надо разобраться...
от до ионийский лад.

-
Не в сети
- Однориффник
- Сообщения: 32
- Зарегистрирован: Пн окт 08, 2012 1:04 pm
Re: Импровизация на бас-гитаре
"первая терция большая, вторая малая - мажорный"
а разве терция не 1 в гамме?большая в мажоре а малая в миноре?если ошибаюсь, исправьте , я просто недавно стал разбираться во всем этом. Получается до -тоника ми - большая терция соль - квинта.
а разве терция не 1 в гамме?большая в мажоре а малая в миноре?если ошибаюсь, исправьте , я просто недавно стал разбираться во всем этом. Получается до -тоника ми - большая терция соль - квинта.
-
Не в сети
- Гроза Соседей
- Сообщения: 817
- Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm
Re: Импровизация на бас-гитаре
действительно фраза не однознаяная: может имелось в виду наперед, что в гамме до-мажор 1-я терция большая, 2-я малая (если играть гамму терциями от ступеней) ... и т.д., т.е. если продолжить, 3-я терция малая, 4-я терция большая, 5-я терция большая, 6-я терция малая, 7-я терция малая.spongiforma писал(а):"первая терция большая, вторая малая - мажорный"
а разве терция не 1 в гамме?большая в мажоре а малая в миноре?если ошибаюсь, исправьте , я просто недавно стал разбираться во всем этом. Получается до -тоника ми - большая терция соль - квинта.
-
Не в сети
- Однориффник
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
- Откуда: Беларусь
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость