Страница 2 из 5

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вс ноя 18, 2012 11:52 am
Zuzya
Как ми может быть субдоминантой если от ноты До до ноты Ми не 5 тонов а 3 всего лишь?
Ведь как я понимаю Субдоминанта-5 тонов, доминанта-4 тона, или не так? Действительно-ли расстояние от тоники до субдоминанты- 1 терция?

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вс ноя 18, 2012 1:06 pm
Cmaj
ми это терция аккорда до-мажор
субдоминанта и доминанта это из другой оперы
путаница происходит от нечеткого понимания двоякости термина "тоника"
тоника в гармонии это основание аккорда, наиболе устойчивая нота (ступень)
тоника в функциональной гармонии это аккорд, к которому стремится гармония, наиболе устойчивый, построен на первой ступени используемого лада

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вс ноя 18, 2012 1:18 pm
Induktor
Грубо говоря: Субдоминанта=чистой кварте, Доминанта=чистой квинте. Только правильнее будет говорить о доминантах и субдоминантах, когда речь идет о функции которую несёт аккорд по отношении к основному(главному) аккорду тональности, это ступени на которых строится "тяготеющий"(требующий разрешения) аккорд(ступень - его тоника). Когда речь идет о нотах аккорда, лучше использовать термины "квинта", "терция", "кварта" (кварта как нота аккорда редко используется, если не считать обращений)
Пока писал текст, Cmaj уже ответил:)

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вс ноя 18, 2012 11:56 pm
Ingvar
Во поназагибали то, я аж сам запутался :) Я несилен в теории, но меня учили рассматривать аккорды (далее септакорды и т.д.) в составе звукоряда а не как отдельную сущность, тогда понятней становится. Рисуем звукоряд (лад) и от каждой ступени строим аккорд. Рисуем все на бумажке в клеточку, 1 клетка = полутону. Собственно получаем таким образом все аккорды звукоряда, включая уменьшенный (забыл как его в интернетах обзывают). Потом чешем репу - что делают минорные аккорды в мажорной гамме (и наоборот) :).

В общем, как я понял у всех свои тараканы в голове и зависят они от учителя, который их туда поселил :).

Если разрисовать все это по всем тональностям, то можно наглядно увидеть как собственно из одной тональности в другую переходить можно.
И поиграв аккорды звукоряда можно услышать, что там к чему тяготеет, а потом в доминантах и субдоминатах ковырятся. Математика вобщем то получается. Куда ни плюнь - везде математика, вот уж точно царица всех наук. :)

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 10:36 am
Zuzya
Дело как раз в том,что я не понял как строить аккорды

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 12:21 pm
ParaZZit
В общем давай я расскажу. как это понимаю я уже на протяжении почти 20 лет, потом придёт Cmaj и скажет, что я не прав, но у меня так получается по крайне мерее :) Хотя возможно, что я что-от путаю, а то, что получается - чистое совпадение :)
Начнём с простых аккордов миноров и мажоров.
Допустим нам нужно построить Ля мажор: Однозначно в этот аккорд у нас входит сама нота Ля - она является основной нотой, задающей тональность, т.е. тоникой в моём видении мира. Теперь нам нужна доминанта в аккорде. Доминанта из себя представляет квинту к тонике. Т.е. к ноте Ля это будет Ми. И вот у нас уже есть две ноты. Причём они остаются одинаковыми и для мажора и для минора. Теперь субдоминанта. Субдоминанта в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным. Для Ля мажора субдоминанта будет До диез - т.е. на 2 тона выше тоники. Для Ля минора просто до, т.е. на полтора тона выше тоники. Вот и получаем 3 ноты. Причём играть их можно в любой октаве. Итог наш аккорд Ля мажор состоит из нот Ля, До диез, Ми. Можешь сыграть простейшее арпеджио: A (открытая 3), C#, E (2ая струна), A(1 струна). По ноте на каждую четверть обычного такта. Звучит красиво :) Это пример обыгрывания аккорда "в лоб". Теперь поменяй в этом примере C# на просто С и поиграй это-же арпеджио. Сразу всё услышишь. Точно так-же с помощью интервалов строятся аккорды от любой другой ноты. Интервалы все те-же.
В септ-аккорде при обозначении добавляется циферка 7. К примеру С7. Давай его построим. Этот аккорд состоит уже из 4х нот. Сначала строим Обычный аккорд До мажор по правилу. которое выше. У тебя должны получиьтся ноты С, E, G. Теперь сделаем из него Септ аккорд. Для этого добавим ещё одну ноту и эта нота будет A#. Почему именно A#? Потому-что она есть седьмая ступень от тоники. в нашем случае ноты С. Для простоты счёта в уме достаточно вспомнить, чот в октаве 8 ступеней, а значит седьмая ступень у нас на тон ниже тоники. Т.е. С - 1 тон = A#. На слух септ аккорды воспринимаются как неустойчивые, просящие дальнейшей обыгровки и разрешения в что-то. Часто используются для переходов, например. Естественно септ аккорд может быть и минорным. Что-бы сделаьт из нашего С7 Cm7 нам нужно что? Правильно - уменьшить субдоминанту на пол тона. Т.е. в нашем аккорде C, E, G, A# - У превратится в D# и аккорд начнёт выглядеть так: С, D#, G, A#.
Надеюсь, получилось объяснить? Теперь попробуй сам построить по аналогии несколько аккордов. И для самостоятельного постижения нарисуй сюда ноты в аккорде F#m6 :))) Если сможешь, считай построение простых и основных аккордов ты осознал. Пока не будем вдаваться в дебри импровизации и ограничимся обыгрыванием аккорда только теми нотами, которые в него входят. Арпеджио здесь - это классический случай. В принципе можешь играть любые ноты аккорда в любом порядке, как говорится "по вкусу". Например, можешь поподыгрывать простеньким песенкам из Русского Рока, они там на 90% одноклеточные и на них очень легко учиться. Поизобретай свои бас-партии. И поиграй по разному аккорды из них. Сам очень быстро дойдёшь до понимания что можно делать, а что нельзя. Остальные извраты потом, по освоению этих вещей.

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 12:47 pm
PaVliQ
ParaZZit писал(а):Субдоминанта в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным.
Как бы не верно, потому что субдоминанта - это кварта, к мажор-минорности мало относится.

Терция в аккорде - это единственное, что делает его минорным или мажорным. Большая терция - мажорная. Малая терция - минорная.

И порядок строения аккорда из любого диатонического лада следующий:

Тоника - терция(Maj или Minor) - квинта(доминанта) -> для простых аккордов

Тоника - терция(Maj или Minor) - квинта(доминанта) - септима -> для септ-аккордов

а чтобы понимать почему в какой либо тональности от одной ступени аккорды мажорные, от другой минорные, почему иногда квинта встречается уменьшенная, а септима там-то большая, а там-то малая и т.д. выучите строение диатоники 7 фундаментальных ладов :

ионийский
дорийский
фригийский
лидийский
миксолидийский
эолийский
локрийский

Хотя не просто выучить нужно, а вникнуть в смысл откуда ноги растут. А далее, владея понятием "интервалы" любой аккорд и строится (по ступеням I - III - V - (VII) например для простых (септ)аккордов).

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 2:16 pm
Cmaj
Арпеджио здесь - это классический случай. В принципе можешь играть любые ноты аккорда в любом порядке, как говорится "по вкусу".
Арпеджио частный случай строго говоря.
в любом порядке не получится. точнее можно, только смена ноты в басу меняет функцию аккорда, т.е. его назначение в гармонии. отсюда - высококлассные басисты мыслят линию гармонически, что указывает нам на необходимость знания гармонии как науки. :-)

PaVliQ, +1

а вообще полезно историю немного знать.
музыка у нас терцовая все же. потому и аккорды такие. ну или наоборот - аккорды терцовые, потому и музыка терцовая. кароче, вопрос о курице и яйце :-)

почему так?

патамушта... с пятого сверху поста читать и далее

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 5:34 pm
ParaZZit
Cmaj писал(а): в любом порядке не получится. точнее можно, только смена ноты в басу меняет функцию аккорда, т.е. его назначение в гармонии. отсюда - высококлассные басисты мыслят линию гармонически, что указывает нам на необходимость знания гармонии как науки. :-)
Да я то это знаю, а вот человек пусть поиграет по всякому, дабы ощутить "ближе к телу". И потом и он сам знать начнёт :)
Я вот только не понял, получается, что терция к тонике это не субдоминанта? А я почему-то всю жизнь музыкальую её так называл. Выходит не прав был?

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Вт ноя 20, 2012 5:56 pm
PaVliQ
ru.wikipedia.org/wiki/Субдоминанта

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Ср ноя 21, 2012 10:38 pm
Ingvar
Zuzya писал(а):Дело как раз в том,что я не понял как строить аккорды
В общем то PaVliQ правильно написал.
Хотя не просто выучить нужно, а вникнуть в смысл откуда ноги растут. А далее, владея понятием "интервалы" любой аккорд и строится (по ступеням I - III - V - (VII) например для простых (септ)аккордов).
Попробую написать как мне объясняли. Для начала нужно изучить интервалы (и их сложение и обращение). Считаем что это мы знаем.
Берем звукоряд по белым клавишам фортепьяно (забыл какой лад будет).
До-Ре-МиФа-Соль-Ля-СиДо(-Ре-МиФа-Соль-Ля) между "слипшимися" нотами полтона у нас, в скобках ноты чтоб минорную гамму сразу взять можно было (от Ля).
ступени гаммы соответственно
I-II-III-IV-V-VI-VII-I(VIII) и т.д.
I-тоника, IV-субдоминанта, V-доминанта.

Других звуков не используем ибо в ладу их типа нет (тональностей пока тоже не касаемся).
Аккорд у нас содержит звуки I,III,V ступеней.
Берем первую ноту гаммы и строим аккорд, получаются ноты До, Ми, Соль. Определяем мажорный или минорный аккорд - первая терция большая, вторая малая - мажорный. Получили C (Сmaj :D ). До - тоника аккорда.
Берем вторую ноту и по аналогии строим аккорд от нее (считая ее I-й ступенью ибо она теперь тоника), получаем Dm. от едрена вош, гамма мажорная а аккорд минорный :D. Продолжаем в том же духе и получаем следующее C, Dm, Em, F, G, Am умH(уменьшенный, калека прям). Для минорной гаммы получаем Am, умH, C, Dm, Em, F, G. Ересь прям, ан аккорды от тоники, субдоминанты и доминанты то "правильные" вышли. Вот это надо как то кушать (как я понимаю это к гармонии уже относится).

Дальше надо над аккордами поизгалятся путем их обращения.

Вот примерно так мне все это изложил учитель мой. :pankguitar:

PS. Да, сыграть это все надо конечно (и не раз, и по всякому), обращая внимание на расположение нот на грифе, там тоже закономерности можно увидеть.

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Чт ноя 22, 2012 12:09 am
Cmaj
Ingvar писал(а):первая терция большая, вторая малая - мажорный. Получили C (Сmaj :D ).
не-а...
получили трезвучие С - оно же "до-мажор", оно же C-dur

а Сmaj предполагает аккорд из 4х звуков и еще мешок написаний, Cmaj7, C+7 итд и зовется "большой мажорный септаккорд" - maj = major = "большая септима"

и ноты будут в нем - до-ми-соль-си

но общий ход мысли правильный. и правильно - сначала с трезвучиями надо разобраться...

от до ионийский лад.

:jazzbass:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Пт ноя 23, 2012 1:25 pm
spongiforma
"первая терция большая, вторая малая - мажорный"

а разве терция не 1 в гамме?большая в мажоре а малая в миноре?если ошибаюсь, исправьте , я просто недавно стал разбираться во всем этом. Получается до -тоника ми - большая терция соль - квинта.

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Пт ноя 23, 2012 1:41 pm
PaVliQ
spongiforma писал(а):"первая терция большая, вторая малая - мажорный"

а разве терция не 1 в гамме?большая в мажоре а малая в миноре?если ошибаюсь, исправьте , я просто недавно стал разбираться во всем этом. Получается до -тоника ми - большая терция соль - квинта.
действительно фраза не однознаяная: может имелось в виду наперед, что в гамме до-мажор 1-я терция большая, 2-я малая (если играть гамму терциями от ступеней) ... и т.д., т.е. если продолжить, 3-я терция малая, 4-я терция большая, 5-я терция большая, 6-я терция малая, 7-я терция малая.

Re: Импровизация на бас-гитаре

Добавлено: Сб ноя 24, 2012 2:55 am
Zuzya
всё..запутался