Импровизация на бас-гитаре

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с музыкальной теорией

Модераторы: List, Alex, Dark Sun, Cmaj

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Гроза Соседей
Сообщения: 817
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение PaVliQ » Вс ноя 25, 2012 6:39 pm

Zuzya писал(а):Гамма Gmin:
p.s. что-то у меня не ладится с хроматической гаммой, построил её а потом вычитал в интернете что 12 звуков а у меня 13, вот хроматическая гамма Gmin которую я построил:
Соль-Соль#-Ля-Ля#-Cиb-До-До#-Ре-Ре#-Миb-Фа-Фа#-Соль
Естественно не ладится, потому что хроматическая гамма - это все 12 звуков темпереированного строя, т.е. все 12 полутонов. От какой ноты начинать играть, так и будет называться гамма. А тут получается само себе противоречащее понятие "Хроматическая гамма соль - минор". Ибо хроматическая - это просто хроматическая, натур.минор - это натур.минор, мажор - это мажор, уменьшенная - это уменьшенная, увеличенная - это увеличенная, испано-фригийская - это испано-фригийская, гармонический минор - это гармонический минор и т.д. и т.п., т.е. не нужно все перемешивать и превращать в каламбур.

хроматическая гамма (просто G-хроматическая):

это: Соль-Соль#-Ля-Ля#-Си-До-До#-Ре-Ре#-Ми-Фа-Фа#

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение ParaZZit » Вс ноя 25, 2012 6:55 pm

Вот теперь смотри, что ты написал:
Соль-Ля-Ля#-До-Ре-Ре#-Фа-Соль - минор.
Соль-Ля-Си- До-Ре-Ми-Фа#-Соль - мажор.

Мажорную ты правильно написал. А в минорной не смущает ничего? Например то, что у тебя 2 ступени по сути по 2 раза повторяются, а 2 ступеней нет? Это уже не гамма, где там Си? А Ми? А если вот так записать:

Соль-Ля-Сиb-До-Ре-Миb-Фа-Соль ?

Все ступени на месте по одному разу? Вот теперь это гамма.
Для беглого построения и обыгрывания аккордов, для понимания что и откуда берётся в каждой тональности, для адекватной импровизации нужно мыслить такими категориями. Конечно, звучать нота будет одинаково, как ты её не назови - Ми бемоль или Ре диез. Но если называть их не правильно, то по полочкам всё не ляжет, а если не ляжет, то и порядка не будет в действиях :)
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Cmaj » Вс ноя 25, 2012 7:24 pm

мы говорим об азах. это диатонические гаммы, про хроматические забудь начисто.
гамма это последовательность 7 нот, от C до C для С-dur гаммы, к примеру.

в гамме присутствуют все 7 нот поименно. дважды одна и та же нота может встретиться только через октаву, когда гамма в двух октавах. В пределах одной октавы - в гамме одинаковых нот нет.

движение по гамме на нотоносце (не на этой вашей табулатуре-ни-о-чем, а на нотоносце! :-) ) отображается как поднятие следующей ноты на полшишечки. была на линейке, стала выше между линейками. была между линейками - стала на линейке.
Писать надо нотки. и глазами на них смотреть. Это все не для дури придумано-то, не для того, чтобы моск парить попусту.
Видеоряд, вобщем, необходим. :-)

диезы-бемоли - знаки альтерации. с помощью их мы можем поменять гамму, сделав, как в данном случае с G-moll, соль-эолийскую (это для выноса мозга написал)

но никак не обозначить движение по гамме....

Первая четверть 1 класса музыкальной школы, кстати.
А импровизацию изучают уже в музучилищах, курса со второго...

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
Откуда: Беларусь

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Zuzya » Вс ноя 25, 2012 7:53 pm

понял! теперь я знаю как строить гаммы в двух тональностях, куда идти дальше? К аккордам или следует ещё остановиться на чем-то, важном.
Ах, да подскажите какую-нибудь литературу по муз.теории, что бы было не слишком заумно, а понятно для новичков.
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Cmaj » Вс ноя 25, 2012 10:49 pm

Zuzya писал(а):понял! ....
Ах, да подскажите какую-нибудь литературу по муз.теории, что бы было не слишком заумно, а понятно для новичков.
о... видно, что да, понял. ))))
"Элементарная теория музыки". Канонически - Вахрамеев.
Электронную версию надо будет распечатать, и читать с бумаги.
иначе в одну дырку в голове влетит, через ту же - вылетит.
или вообще не влетит, в надежде на копи-паст... правда, он при игре не очень помогает... :-)

А теперь продолжим беспокоить мозг.
теперь я знаю как строить гаммы в двух тональностях
каких?
вообще говоря, всего тональностей 12. а если быть совсем точным, 24.
знаешь, что такое ХТК? если читал по ссылке текст, то знаешь, да. и почему появилось такое...

и как это соотнести с твоими двумя тональностями?
а если будет ля-минор, чо делать будем и как ее обзывать?
а шо ваще это такое, "тональность"? и каким боком к мажорам и минорам?...

:-)

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
Откуда: Беларусь

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Zuzya » Вс ноя 25, 2012 11:02 pm

перешёл по ссылке, посидел, потёр затылок и понял, что ничего не понял, вот сейчас к чему вы всё это написали?что бы больше меня запутать или .... непонимаюя :(
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Cmaj » Вс ноя 25, 2012 11:46 pm

Zuzya писал(а):перешёл по ссылке, посидел, потёр затылок и понял, что ничего не понял, вот сейчас к чему вы всё это написали?что бы больше меня запутать или .... непонимаюя :(
начинай отсюда:
"..Добавлено: 19 мар 2009 11:37 ..."

и далее. там длинно. реально роман какой-то, как тюрьма с пристройкой ))))

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
Откуда: Беларусь

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Zuzya » Пн ноя 26, 2012 12:22 pm

Ознакомился с вашими философскими трудами-открыл для себя несколько новых вещей. Но параллельно с этим возникли вопросы:что такое тяготение ступеней,их устойчивость?что такое Эолийский лад (ну или что-то в этом роде),что такое обращение аккордов. Не догнал ещё про соотношение частот 4:5 и других соотношений в целом
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
Откуда: Беларусь

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Zuzya » Вт ноя 27, 2012 12:36 pm

Ещё вопрос.Все знают,что между Ми и Фа,а так же Си и До полтона,а почему?
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 9:35 am
Откуда: Өфө

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение biggen » Вт ноя 27, 2012 2:50 pm

Тут правильнее бы тему обозвать - музыкальная теория. Уметь импровизировать на муз. инструменте - это наивысший профессионализм... Если человек не знает почему не существует в природе Ми# и Фаb, о какой импровизации может идти речь..? :-)
Только не в обиду...
_________________
"Если есть бас-гитарист, то должен быть и бас-басист!"
/В.Кличко/

Не в сети
Аватара пользователя
Гроза Соседей
Сообщения: 817
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение PaVliQ » Вт ноя 27, 2012 3:55 pm

Zuzya писал(а):Ещё вопрос.Все знают,что между Ми и Фа,а так же Си и До полтона,а почему?
Потому что это и есть то что делает гамму диатоникой.

Иначе, если бы все интервалы были только тон - это была бы увеличенная гамма.

7 нот устаканившейся европейской диатоники выработались веками, и интервалы были приняты за основу, как благозвучно звучащая последовательность, центр которой - мажорный (ионийский) лад, именно те самые до-ре-ми-фа-соль-ля-си

насколько понимаю именно такая последовательность звуковысотных интервалов и была принята за основу, и все ноты получили определенное название

1) мажор (ионийский):

тоника -> тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон (для основной тональности до мажор = до-ре-ми-фа-соль-ля-си)


ну а играя эту последовательность начиная с каждой следующей ступени получаем еще 6 вариаций помимо до мажора (т.е. в сумме 7 диатонических ладов = 7 вариаций последовательностей интервалов в диатонике):

главная гамма в мажоре уже указана выше - это и есть до-мажор ионийский, остальные вот (номер в скобках и есть номер ступени от центральной мажорной гаммы).


2) минор (дорийский):

тоника -> тон - полутон - тон - тон - тон - полутон - тон (для тональности до мажор = ре-ми-фа-соль-ля-си-до)

3) минор (фригийский):

тоника -> полутон - тон - тон - тон - полутон - тон - тон (для тональности до мажор = ми-фа-соль-ля-си-до-ре)

4) мажор (лидийский):

тоника -> тон - тон - тон - полутон - тон - тон - полутон (для тональности до мажор = фа-соль-ля-си-до-ре-ми)

5) мажор (миксолидийский):

тоника -> тон - тон - полутон - тон - тон - полутон - тон (для тональности до мажор = соль-ля-си-до-ре-ми-фа)

6) минор (эолийский):

тоника -> тон - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон (для тональности до мажор = ля-си-до-ре-ми-фа-соль)

7) минор (полу-уменьшенный) (локрийский):

тоника -> полутон - тон - тон - полутон - тон - тон - тон (для тональности до мажор = си-до-ре-ми-фа-соль-ля)


Ну это только основа для понимания структуры диатоники в тональности до-мажора (ля-минора). А ведь как минимум еще понимание значков альтерации на нотном стане должно быть, т.е. существование 12 тональностей мажорных и параллельных 12 минорных, что квинтовый круг собственно и разъясняет.

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Cmaj » Вт ноя 27, 2012 4:56 pm

вот уже вопросы правильные, про тяготение.

"тяготение" это понятие из области восприятия лада. в котором 1-3-5 ступени "устойчивые", а соседние звуки тяготеют к ним. если их играть, хочется, чтобы они выполнили "разрешение" в устойчивые. а устойчивые один за другим в тонику лада, кстати. :)

почему полутона.
суть "философского труда", если он читался вдумчиво, в том, что музыка это эмпирическое знание. соответственно, всеми нелюбимая "теория музыки" не абстракция типа плоскости в математике, а просто классификация и обобщение уже существующих, сложившихся правил. в том числе и пары полутонов в гамме. т.е. это систематизированное (насколько возможно) изложение восприятия человеком музыкальных звуков - и никак не наоборот, кстати. :-)
положение полутонов в гамме и делает их разными, эти гаммы.
гамма без полутонов тоже есть. целотонная зовется. и тон-полутон есть, которая Римского-Корсакова... ээээ... первого металиста на Руси... ;-)

вообще говоря, есть и ми-диез и фа-бемоль.
посмотрите партитуру для ф-но для Happy New Year (новый год же близится :-) ) в симпатичном переложении Фиртича.
в первом такте припева гармония выглядит так:

А , C#/E# ...

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Пт ноя 16, 2012 7:44 pm
Откуда: Беларусь

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Zuzya » Вт ноя 27, 2012 11:37 pm

Откуда взяти Фаb или ту же самую Ми#?если их на фортепиано физически нет.Про тяготение впринципе понятно,но не пнятно про наименование последовательностей интервалов (дорийский и ему подобные)-нахрена они?А вот ещё один вопрос-вот сижу я сижу и мой товарищ клавишник говорит:"давай-ка Женя я нотку сыграю а ты мне её назовёшь" ну я соглашаюсь-товарищ жмёт клавишу а я без какого либо понятия о том,что за нота в такие моменты я сильно начинаю отчаиваться и сомневаться в своих музыкальных...скажем так способностях, и преподаватель по духовому говорил,что слух у меня есть,и преподаватель по гитаре сейчас тоже говорит такое,а я их даже не понимаю,что они представляют под словом слух и что это вообще такое, нет ну например играем какую-нибудь партию,допустим таким составом:ударник, Ритм,соло и бас, и конечно же (Ионика :)) какой то китайско-японской сюнтезатор и когда кто-нибудь начинает лажать да и я в том числе,то я начинаю понимать"что-то не то,что то не звучит"
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Гроза Соседей
Сообщения: 848
Зарегистрирован: Пт ноя 11, 2005 11:17 pm
Контактная информация:

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение Dark Sun » Ср ноя 28, 2012 9:11 am

Zuzya писал(а):Откуда взяти Фаb или ту же самую Ми#?если их на фортепиано физически нет.
А на басу есть :)
Берёшь ми (не на открытой струне), делаешь бенд до фа#, и немного отпускаешь )))
Или на безладе. там вообще раздолье.

Этим струнные выигрывают

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 9:35 am
Откуда: Өфө

Re: Импровизация на бас-гитаре

Сообщение biggen » Ср ноя 28, 2012 10:41 am

Наш белорусский брат просто прикалывается, а вы за чистую монету ... :-):-):-)
_________________
"Если есть бас-гитарист, то должен быть и бас-басист!"
/В.Кличко/
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя