Шагающий бас

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с музыкальной теорией

Модераторы: List, Alex, Dark Sun, Cmaj

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Криворукий
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Пт фев 28, 2014 12:17 am
Откуда: Москва

Шагающий бас

Сообщение Koltaz » Пт фев 28, 2014 12:59 am

Приветствую форумчане!
Осмелел вам написать.
Сам самооучка, а соответственно имееются обрывочные несистемные знания.
Причем как еще знания на теории применять большой вопрос :?
Так вот. Взялся я рассмотреть как умные дядьки шагают по гармонии.
Весь путь от начала до конца.
Выбрал конкретное произведение (может конечно и не по Сеньке шапка)
Liquidator's Sewer из игры "Черный плащ"(в этой игре много знатного свинга на мой взгляд)
Ссылка ht tp://w ww.youtube.com/watch?v=WlAdyTnksvc (ссылки прикреплять мне не позволено)
Третье произведение в видео
Послушал. Ре-минор кажись, блюзовая нотка имеется, все вроде замечательно.
Первые 2 такта вроде все понятно, хроматически шагаем, начиная с ре, и заканчиваем тяготением в ре.
А вот потом темный лес..
Немогу даже понять какая гармония дальше, вроде ре-минор куда-то разрешается.
А уж тем более обосновать басовую линию.
Если у кого есть время/желание послушайте, пожалуйста, произведение и выскажитесь по поводу:
1)Какая тут гармония?:
|Dm|Dm|...?
2)И куда по ней бас шагает?
Насколько смог подобрал первые 8 тактов
Вложения
Basslife.jpg
Basslife.jpg (100.14 КБ) 7973 просмотра

Не в сети
Аватара пользователя
Гроза Соседей
Сообщения: 817
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 11:11 pm

Re: Шагающий бас

Сообщение PaVliQ » Пт фев 28, 2014 1:33 am

А зачем кого то спрашивать послушать и подсказать, в чем смысл?.

Ведь сам Жако Пасториус как бы его там любили не любили говорил, главное учитесь слушать и снимать партии (причем тот снимал вообще с саксофона даже). А для этого наверное не надо начинать сразу с чего то конкретного. Лучше IMHO в голову вбить все возможные гаммы в диатонической гармонии. Много ненавистников теории учить гаммы по теории музыки, вроде как теряется креативность (ну да, так же как и математика убивает креативность - по теории господина Фурсенко). Но, именно свободное "гоняние" гамм любых ладов, взяв любую тональность, просто даже как технические упражнения, позволяет лучше снимать потом партии на слух, причем не просто там по-нотно, а целиком услышав мелодии - или бас линии, длинными кусками. Ибо слушая любое произведение сразу в мозгу должно быть понятие, какого рода фраза (или как это часто назвается "фишка") обыгрывается в целом, а не просто буквальное понятие. Хотя тут тоже тонкий момент, готовыми фразами чаще соло гитаристы и прочие солисты мыслят, а по нотам с очень четким расчетом именно чаще мыслят видимо как раз джаз-басисты. Судя по школе Банни Брунела например, у него ходов к импровизации вариаций шагающего баса (за счет замен аккордов как правило) - миллион. Поэтому, видимо придется просто снимать все на слух 1 в 1, ибо на практике импрвизаторов шагающий бас - это целое искусство играть произвольно вроде бы по последовательности, но при этом не лажать играя непредсказуемо. По сути есть и аналоги - но на сумасшедших скоростях (саксофон в джазе, гитара там же или в роке) - импровизации, описывающая гармонию.

Но повторить конкретно чей то шагающий бас - лучше только на слух, долго и упорно разбирая, в т.ч. замедляя записи.

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 9:35 am
Откуда: Өфө

Re: Шагающий бас

Сообщение biggen » Пт фев 28, 2014 4:55 am

+1
_________________
"Если есть бас-гитарист, то должен быть и бас-басист!"
/В.Кличко/

Не в сети
Аватара пользователя
Криворукий
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Пт фев 28, 2014 12:17 am
Откуда: Москва

Re: Шагающий бас

Сообщение Koltaz » Пт фев 28, 2014 2:05 pm

Спасибо за ответ!
Но, очевидно, мной был задан некорректно вопрос, что получил ответ не такой, что ожидал :) .
Знаете, бывает такая штука. Прочитал о чем, посмотрел пример,
сыграл его – замечательно!! Ты теперь оченьсуперкрутой! А потом берешь инструмент в руки и здрасьте :D =) Т.е. какие-то вещи ты только «узнаешь», а должен «понимать».
Т.к. вот по поводу шагающего баса.

ht tp://w ww.youtube.com/watch?v=bmLWEn0jooA#t=47
В этом видео молодой человек обыгрывает стандартную сетку в Ля-Мажоре.
|A7|D7|A7|A7|
|D7|D7|A7|A7|
|E7|D7|A7|E7|
(Не берусь судить насколько он это делает грамотно)

Стандартная блюзовая прогрессия, как я могу понимать.
Три функции, от одной к другой молодой человек шагает.
Вопросов у такого дилетанта как я увиденное не вызвало (может зря конечно?)

Возвращаясь к первому моему посту.
Там этой спасительной гитарки, которая подсказыват на ушко аккорды нет.
Есть мелодия, есть бас. Пожалуйста играй.
Но пытаешься анализировать и не знаешь за что зацепиться.

В любом случае извиняйте за мою навязчивость. Я пока всей этой писаниной занимался, вопросики свои составлял тыщу раз в гугл лазил, проверял, правильно ли чего пишу.
Меня эта писанина, заставляет мысли формулировать.
А советам вашим вниму непременно :P !

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Шагающий бас

Сообщение Cmaj » Пт фев 28, 2014 2:21 pm

хорошие вопросы ставишь.
Т.е. какие-то вещи ты только «узнаешь», а должен «понимать».
это очень правильная постановка.

мелодия = гармония практически.
с одной оговоркой: вариантов гармонии может быть много, зависит от сложности мелодии.
вот какой-то из вариантов гармонии нужно уметь "слышать" в мелодии.
нелюбителям "кабацких музыкантов" на заметку: это то, что воспитывает кабацкое музицирование при игре "за парнас".

а вообще есть формальные правила для гармонизации, т.е. для подстановки (вычисления) гармонии для мелодии.
со временем это вычисление приходит к автоматизму. причем много быстрее, чем в "кабаке".
"сольфеджио" этим занимается - там, где оно начинает наезжать на "гармонию" - в кавычках название дисциплин. :-)

построение линии шагающего баса идет от гармонии - посматривая на мелодию, дабы не налететь на левые интервалы. хотя иногда именно они и в кассу - тот уже подключается "функциональная гармония".
ну и в целом классическое правило - мелодия вверх, бас вниз и наоборот.
хотя после Хиндемита это не так строго и соблюдение этого правила придает "классический" оттенок общему звучанию.

как-то все же соберу себя в кучку и постараюсь хотя бы очень общо отписать.
время надо.. :/

Не в сети
Аватара пользователя
Криворукий
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Пт фев 28, 2014 12:17 am
Откуда: Москва

Re: Шагающий бас

Сообщение Koltaz » Пт фев 28, 2014 3:39 pm

"сольфеджио" этим занимается - там, где оно начинает наезжать на "гармонию" - в кавычках название дисциплин. :-)
Вот-вот!!
Проблема "переходного возраста" :)
С чем думаю многие сталкиваются(ну те кто доживают после Способина или Вахромеева)
Элементарную теорию музыки прочел, с горем попалам.
Словечки вроде не пугают уже 8)
А когда на основании пройденного тебе начинают толковать что-то новое, тут-то вся :!: и вылазит.
Оказывается что вещи для тебя стали лишь узнаваемые, а не понятные.
И иди-ка ты друг назад и разбирайся где-чего пропустил.
Ээх!

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Шагающий бас

Сообщение Cmaj » Вс мар 02, 2014 11:35 am

Koltaz писал(а):
"сольфеджио" этим занимается - там, где оно начинает наезжать на "гармонию" - в кавычках название дисциплин. :-)
Проблема "переходного возраста" :)
С чем думаю многие сталкиваются(ну те кто доживают после Способина или Вахромеева)
Элементарную теорию музыки прочел, с горем попалам.
Словечки вроде не пугают уже 8)
А когда на основании пройденного тебе начинают толковать что-то новое, тут-то вся :!: и вылазит.
Оказывается что вещи для тебя стали лишь узнаваемые, а не понятные.
И иди-ка ты друг назад и разбирайся где-чего пропустил.
Ээх!
)))))))))
"переходный возраст" - хорошее определение.
)))))))

что потребуется "дальше" из прочитанного-пройденного - вот где вопрос всегда.

вообще все прочитанное в ЭТМ - не "запомненное", а прочитанное и понятое. то бишь прочитал, разобрался-понял - можно забывать, не заморачиваясь зазубриванием.

где нужно ориентироваться навскидку от бедра и точно знать на уровне автоматизма, лучше еще быстрее, на уровне рефлексов :-)

виды аккордов - мажор-минор, большой-малый, уменьшенный-полууменьшенный
строение аккордов (ноты, входящие в него), включая септ, секст, альтерированные
обращения аккордов - терцкварты-квинтсексты-итд
понимание интервалов навскидку, понимание где какой интервал в аккорде относительно тоники (в общем смысле - "основания")
понимание, в какой октаве играешь сам, в какой(-их) октавах аккорд, как расположена мелодия относительно гармонии - зовут это расположение "тесситура" часто, что не сказать бы что на 100% верно. зато удобно )))
понимание сильных-слабых долей (лучше говорить так: "времён") в такте.

постараюсь таки отписать в ближ. пару дней хоть как-то что-то.

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Шагающий бас

Сообщение Cmaj » Пт окт 24, 2014 8:52 am

шагающий бас это таки не импровизация, но точное знание + понимание характера и гармонии исполняемой композиции.
в нем есть формальные правила, по которым можно построить непротиворечивую линию, плюс расширенные вариации, "растущие" из таких нюансов, например: девятка в джаз (и не только) считается аккордовым звуком.
всегда вопрос тонального центра стоит. ну и ритмическое оформление линии.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость