Музыкальная теория: За или против

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с музыкальной теорией

Модераторы: List, Alex, Dark Sun, Cmaj

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Cmaj » Ср мар 25, 2009 2:05 pm

Ну дык к нашим баранам.

Чего мы полезного можем надыбать из этого вобщем, забавного исторического экскурса.

С гаммой вроде определились, даже мимоходом вкурили, откуда устойчивые ступени берутся, стало ясно что это отнюдь не "искусственное теоретическое" построение, а из природы восприятия человеком звуков растет.

Заодно выяснили, что в гамме 12 звуков, 7 "тонов" и 5 "полутонов".

Ряды нот разбиваются на октавы - это промежуток от основания гаммы до ее верхней ступени. До-ре....си. Далее уже будет следующая октава. Отсюда и разговорное "..возьми на октаву выше" - это значит в следующей октаве.

А значит слово "октава" имеет еще одно значение - как расстояние, интервал между двумя нотами.

Для указания октавы юзают вполне конкретные названия октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы

Обнаружили (4:5:6 - помните?), что не все йогурты одинаково полез... Виноват! это не отсюда... :) Так вот - обнаружили, что не все звуки равнозначны в гамме. Есть устойчивые, приятные сочетанием и есть неустойчивые. Причем моск человечий склонен таки к "приятным" сочетаниям.

Устойчивые звуки образуются на I, III, V ступенях гаммы. Ступени гаммы - суть номера нот в ней.
Остальные звуки будут "тяготеть" к устойчивым. Это не значит, что они реально "тяготеют" - это наше отношение, восприятие звуков-сочетаний.

Также понятно, что "полутона" образуются путем повышения или понижения "тонов" - эта операция называется альтерация.
Причем если взять два рядом стоящих звука, между которыми 1 тон, то повышение на полтона вверх "нижнего" звука приведет к такому же результату, как и понижение верхнего звука на полтона вниз.
Повышение вверх на полтона - это операция и знак - диез, #
Понижение вниз на полтона - это операция и знак - бемоль, b
Также встречаются дубль-диез, дубль-бемоль. Зачем такое - это уже относится к понятию "лад", ща лучше не писать, каску совсем сорвет, ибо тема обшЫрная :)

Ну понятно, что раз есть диезы-бемоли - значить и знак их отмены должен быть. Есть такой, бекар зовется. В музыкальном жаргоне можно иногда услышать что-то типа "...я должен быть с ним пересечься, но он встречу забекарил..." :)

Также примерно понятно, почему между двумя парами нот в гамме не тон, а полутон - ща лень писать, можно самому на цыфирки опираясь построить ряды частот и увидеть, что образуются сами собой.

Зато есть важные следствия из этого. Во первых, есть ноты, к которым если применить диез(или бемоль) мы получим не альтерированную ступень, а следующую(предыдущую) номером. Это штука тонкая, ее надо опять-таки в связке с ладом зырить - как упоминал, бывалыча ми-диезы и до-бемоли существуют. Это тоже к ладам относится.

Что мы еще имеем в распоряжении из изобразительных средств музыкальных?

Высота ноты, ее длительность (а как считать? - тут тоже занятно), "громкость" и несть числа всякой бесовщины, обобщенно называемой "мелизмы". Иногда мелизмы путают с "орнаментикой" - дык мелизмы это нюансы исполнения, украшение ноты; орнаментика - украшение, нюансы исполнения ансамблевые. Их еще зовут "туттийные места" иногда..

Высота ноты определяется по ее названию. до-ре-ми-итд отличаются сначала высотой.
Однако тут есть мелкие грабельки: нужно указывать октаву - ведь ноты повторяются по кругу.

За длительности, метры, такты и размеры луче в следующий раз - это тааакая телега длинная получится. Но забавная и познавательная. Из нее ваще некоторые неожиданные вещи всплывают, которые интуитивно понятны, а воспроизвести никак - ну потому что в голове не утряслось....

Не в сети
Аватара пользователя
Грифолом
Сообщения: 151
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2006 6:57 pm
Откуда: Riga Latvija
Контактная информация:

Сообщение kotov » Пт мар 27, 2009 4:31 pm

Что вообще за дурацкая тема?? Назвали бы еще "бас-гитара за или против"

Не в сети
Аватара пользователя
Грифолом
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Чт ноя 06, 2008 3:15 pm
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Ми » Чт апр 02, 2009 11:32 am

Теория накапливалась веками. (названия нот были предуманы в средневековье, например). Глупо пренебрегать всем этим опытом и пытаться "открыть Америку заново". Людей, которые не знают теории и играют все по слуху очень мало. И лично мне игра ни одиного из них не нравится (но это уже субъективно :) )
_________________
Да, невеселым вышел некролог...

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Cmaj » Пт апр 03, 2009 9:35 pm

kotov писал(а):Что вообще за дурацкая тема?? Назвали бы еще "бас-гитара за или против"
Бывает, что бас-гитара и не нужна. Бывает, что и вредна. :) Это если рассматривать музыку как общее, включающее в себя веточку "стиль" - но не наоборот. ;)
Да и - образовываться никогда не поздно... Не все даж азы знают.

Дык.
Еще немного таки про гамму. А то вопросы в аську... хм.

гамма до-мажор имеет 7 ступеней, от до к си. До после си будет 8, но и первой в следующей октаве. Ступени нумеруются римскими цифрами.
У гитаристов рассматривают и 9 и 11 и 13 ступени - важны при построении сольных партий. Ну нам много струн не доверяют, потому мы знаем, что 9~2, 11~4, 13~6.... Приблизительно - потому что таки через октаву же, а это другой колорит. Бывалыча, и секунда звучит в аккорде - если она через октаву образована.

Гамма, построенная от до - "натуральный мажор"
Гамму можно строить от любой ноты. Причем двояко.

1) С сохранением взаимоотношений, в смысле расположения-чередования интервалов, таким же, как и в до-мажоре. Получим просто набор мажорных гамм. до-мажор, ре-мажор итд. По сути ничего не меняется, кроме ноты, от которой строят гамму. Эта нота, кстати, основанием зовется.

2) С сохранением целых нот. т.е. мы используем ноты без бемолей и диезов. Например, от ми - ми-фа-соль....ре. Т.е. принимаем ми за первую ступень и поехали.

Вот с пп.2 интересно. Каждая гамма будет звучать по своему, давая своеобразный звук, настрой, "лад". Известная уже - минорная, строится от VI ступени до-мажорной, ля.

Кстати, до-мажорная взята как "реперная", и когда говорят что-то типа "да построй от III ступени гамму и получишь...." - это значит, от III ступени до-мажора строим гамму. То есть, третью ступень, ми, принимаем за I в новой гамме и строим.
Это важный и тонкий момент. Это надо прочувствовать и понять точно, как они строятся - для басменов... да и сологитаристов тоже - это вааажное знание. :-)

соответственно, есть децл гамм, числом 7. Именуются "натуральные", т.к. не используют диезы-бемоли и именуются:

до - ионийская, или ионийский лад
ре - дорийская, --//-- лад
ми - фригийская, --//-- лад
фа - лидийская, --//-- лад
соль - миксолидийская, --//-- лад
ля - эолийская, --//-- лад
си - локрийская, --//-- лад

Можно, вобщем, забить на все, кроме ионийской, дорийской и миксолидийской - если доберемся, поймем почему. Можно бы и щас, но чота охренеем враз, думаю. :)
Ну еще локрийская иногда...

Роем дальше.
У нас есть еще диезы-бемоли. Ща мы их пристроим и обзовем, чтобы устаканить с ними.
Берем любую натуральную гамму. Повышаем диезом (или понижаем бемолем) любую ступень (или по другому - ноту) : получаем т.н. "альтерированную ступень". Это надо просто запомнить. Это тож... важно. :)
Присобачиваем к ноте "знак альтерации" - диез или бемоль - получаем альтерированную ступень.

Еще занудства. Это типа определений, чтобы дальше легче было.

Смотрим, например на соль-диез и ля-бемоль. Нота звучит одинаково - а названия разные. Это энгармонизм. :) За него и боролись веками, это то, чего не было у портного по имени Архимед. Это то, что сделал Веркмейстер. :-)

Далее. Для басменов немаловажны понятия диатоника и хроматизм.
Диатоника, диатонические интервалы - это интервалы, образующиеся между двумя соседними неальтерированными (т.е. без диезов и бемолей) ступенями гаммы. Понятно, что будут или тон или полутон.
Сразу, чтобы носы не морщили скажу, что все ноты, являющиеся диатоническими для лада, в котором играем в данном участке пьесы, годятся для баса. Косяка не будет. :)

Хроматические: это интервалы образуются междувобщемхреноватучавариантов, мы ограничимся таким: это интервалы, образуемые диатонической нотой и нотой, которая не входит в тот набор нот, из которых состоит гамма, то бишь не принадлежит гамме. Причем интервал этот (для басменов актуально) не больше секунды, т.е. или полутон или тон=два_полутона.
Если два полутона, то вобщем, может быть и между двумя нотами, не принадлежащими гамме.... Используется это осторожно, при соблюдении кучи условий.

Ноты не принадлежат гамме и если их юзать без разбору - получится то, что и можно слышать зачастуюу в самодеятельности: вроде все звучит, но как-то кривовато, хз почему.. :)
Но при определенных условиях их можно (и нужно) юзать.

Тут надо пояснение. Это важный нюанс.
Вот гамма до-мажор. до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. это ноты, входящие в гамму.
до-ре это будет диатоника
до-додиез - это будет хроматика. Только надо учесть, что после додиеза обязательно должна быть нота ре. Т.е. до-диез есть "проходящая" нотка. И должна жить на слабой доле такта, забегая вперед если.
То бишь хроматическая никак не может быть "сама по себе" - она как промежуток между двумя соседними диатоническими. При этом условии ее можно использовать.

В принципе, тут есть некие допущения-упрощения, но как гласит фольклор гитаристов (утверждающих что басисты это неудавшиеся сологитаристы) басистам и этого достаточно. :)

я хз как не залезая в дебри гармонии рассказать, нахрен нам грузиться знанием минимум трех ладов, но попробую попозжее. Все это плотно так лежит, как на пьедестале, на том что раньше писал...

А вообще мне интересно, нафиг я это пишу и надо ли это кому-то, кроме пары-тройки человек :-)
В принципе, все есть в литературе - правда суконное изложение такое зачастую...

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 21
Зарегистрирован: Вс сен 21, 2008 2:52 pm
Откуда: Комсомольск-на-Амуре... Хаб. край... Китай короче

Сообщение Ежара » Вс май 17, 2009 8:37 pm

Cmaj писал(а):А вообще мне интересно, нафиг я это пишу и надо ли это кому-то, кроме пары-тройки человек :-)
В принципе, все есть в литературе - правда суконное изложение такое зачастую...
Все правельно написал! тащи зач0тку! кое что новое узнал.. например ноты xD. А если серьезно, то надо это всем знать, а тему ваще удалить нафиг за нелогичностью

:song: PLAYING: Iron Maiden - Drifter [04:47]/ Killers (1981) Genre: Metal :song:
_________________
...играю аккордами из скрытого и подспудного желания быть услышанным...

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 9:05 pm
Откуда: Вапнярка

Сообщение ass of the bass » Чт янв 21, 2010 9:02 pm

Вы знаете практика заменяет любую теорию,но она по любому нужна.Ето конечно,мое личное мнение.

Не в сети
Аватара пользователя
Криворукий
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 10:04 pm
Откуда: Зеленоград
Контактная информация:

Сообщение Рюучище » Пт янв 22, 2010 7:59 am

"Практика без теории слепа, а теория без практики мертва." (с)
Эт правда сильно задалбывает... Все эти ХренСептКвинткварт и прочие Аккорды, гармонические ряды и т.д... Но в целом полезно... Я вот сейчас экзамен выпускной через пару месяцев в музыкалке сдавать буду... Вся эта теория уже поперёк глотки...
_________________
А-афи-фигительно...

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Пн окт 04, 2010 5:15 pm

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Steel Wolfy » Ср окт 06, 2010 11:45 am

cmaj, спасибо, что всё это выложил))
я до этого играл на слух...теперь я хотяб чуть-чуть понимать буду, почему здесь эта нота, а здесь та=)

пиши ещё. очень интересно получаетсяю пару фраз даже в цитатник кинул :wink:
_________________
настоящий басист должен денег

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн янв 31, 2011 11:33 pm
Откуда: Казахстан

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение andrey_ast2005 » Вт фев 01, 2011 6:51 pm

Очень креативное написание, Cmaj! У Вас талант! Спасибо!
_________________
верь в себя

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Cmaj » Пт фев 11, 2011 1:13 am

ээээ... ссспасибо. :-)
вот соберусь, попробую в ближайшие пару дней расписать рулесы построения партии, например, для поп-музыки. Чтоп, значитьца, горррррячим головам не казалось, что это так просто все, "фирменное" звучание в попмузыке... всеми презираемой.. ))))

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Cmaj » Пт фев 11, 2011 1:31 am

а. да.
эти рулесы помогут всего лишь не "мазать" откровенно. не более того.
т.е. выучив-наиграв их - пройти "пионерский" этап.
но не более того... ))))
они все равно потребуют понимания и практики=жопочасов.

Не в сети
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 609
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2005 12:04 pm
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Alex » Пт фев 11, 2011 9:41 am

Давай в виде статьи оформим и в соответствующий раздел сайта еще закинем

Не в сети
Аватара пользователя
Однориффник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн янв 31, 2011 11:33 pm
Откуда: Казахстан

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение andrey_ast2005 » Сб фев 12, 2011 3:09 pm

Alex писал(а):Давай в виде статьи оформим и в соответствующий раздел сайта еще закинем
Было б замечательно! :!:
_________________
верь в себя

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Чт дек 04, 2008 8:42 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Cmaj » Ср фев 23, 2011 11:27 pm

на статью не сподвигнусь.
лучше кусочками отпишу, а там можно их будет собрать и в статью оформить..
примерно как с ненаписанным нероманом надо было бы... )))
"авторские" пожелания не в счет - абы на пользу пошло...

Jo
Не в сети
Басист
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Ср сен 10, 2008 10:50 pm
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Музыкальная теория: За или против

Сообщение Jo » Чт фев 24, 2011 9:26 pm

будем рады любому варианту
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя