Чего мы полезного можем надыбать из этого вобщем, забавного исторического экскурса.
С гаммой вроде определились, даже мимоходом вкурили, откуда устойчивые ступени берутся, стало ясно что это отнюдь не "искусственное теоретическое" построение, а из природы восприятия человеком звуков растет.
Заодно выяснили, что в гамме 12 звуков, 7 "тонов" и 5 "полутонов".
Ряды нот разбиваются на октавы - это промежуток от основания гаммы до ее верхней ступени. До-ре....си. Далее уже будет следующая октава. Отсюда и разговорное "..возьми на октаву выше" - это значит в следующей октаве.
А значит слово "октава" имеет еще одно значение - как расстояние, интервал между двумя нотами.
Для указания октавы юзают вполне конкретные названия октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы
Обнаружили (4:5:6 - помните?), что не все йогурты одинаково полез... Виноват! это не отсюда...

Устойчивые звуки образуются на I, III, V ступенях гаммы. Ступени гаммы - суть номера нот в ней.
Остальные звуки будут "тяготеть" к устойчивым. Это не значит, что они реально "тяготеют" - это наше отношение, восприятие звуков-сочетаний.
Также понятно, что "полутона" образуются путем повышения или понижения "тонов" - эта операция называется альтерация.
Причем если взять два рядом стоящих звука, между которыми 1 тон, то повышение на полтона вверх "нижнего" звука приведет к такому же результату, как и понижение верхнего звука на полтона вниз.
Повышение вверх на полтона - это операция и знак - диез, #
Понижение вниз на полтона - это операция и знак - бемоль, b
Также встречаются дубль-диез, дубль-бемоль. Зачем такое - это уже относится к понятию "лад", ща лучше не писать, каску совсем сорвет, ибо тема обшЫрная

Ну понятно, что раз есть диезы-бемоли - значить и знак их отмены должен быть. Есть такой, бекар зовется. В музыкальном жаргоне можно иногда услышать что-то типа "...я должен быть с ним пересечься, но он встречу забекарил..."

Также примерно понятно, почему между двумя парами нот в гамме не тон, а полутон - ща лень писать, можно самому на цыфирки опираясь построить ряды частот и увидеть, что образуются сами собой.
Зато есть важные следствия из этого. Во первых, есть ноты, к которым если применить диез(или бемоль) мы получим не альтерированную ступень, а следующую(предыдущую) номером. Это штука тонкая, ее надо опять-таки в связке с ладом зырить - как упоминал, бывалыча ми-диезы и до-бемоли существуют. Это тоже к ладам относится.
Что мы еще имеем в распоряжении из изобразительных средств музыкальных?
Высота ноты, ее длительность (а как считать? - тут тоже занятно), "громкость" и несть числа всякой бесовщины, обобщенно называемой "мелизмы". Иногда мелизмы путают с "орнаментикой" - дык мелизмы это нюансы исполнения, украшение ноты; орнаментика - украшение, нюансы исполнения ансамблевые. Их еще зовут "туттийные места" иногда..
Высота ноты определяется по ее названию. до-ре-ми-итд отличаются сначала высотой.
Однако тут есть мелкие грабельки: нужно указывать октаву - ведь ноты повторяются по кругу.
За длительности, метры, такты и размеры луче в следующий раз - это тааакая телега длинная получится. Но забавная и познавательная. Из нее ваще некоторые неожиданные вещи всплывают, которые интуитивно понятны, а воспроизвести никак - ну потому что в голове не утряслось....