ParaZZit Easy Bass Drive =))

Все об устройствах обрабатывающих звук

Модераторы: List, Alex, Dark Sun, Cmaj

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение ParaZZit » Пт июл 06, 2012 8:23 pm

Дело было вечером, делать было нечего.
Давно у меня валялась старая педалька DOD. Точнее ободранный корпус и изувеченные кишки после пары колхозных мастеров. Можно было и восстановить, но зачем? Я всё косился на неё, косился и вот докосился. Родилась мысль - Сделать самый минималистический перегруз для баса. какой только возможно, но довольно гибкий по звуку. Идеология была такова - от всего, от чего можно отказаться, отказываемся, что можно упростить, упрощаем. Нужно оставить только 3 регулятора, т.к. корпус сделан под них. Немного пораздумав решил, что Volume обязателен, так-же как и Drive. На роль третьей ручки я назначил Mix чистый\перегруз. Тембрблок решил вообще не делать, т.к. есть на самом басу и на том, во что будем втыкаться.
Схемотехническое решение было экспериментом, решил проверить посетившую идею. Я не думаю, что открыл что-то новое, это наверняка не так, но использовал я не самый затасканый подход. Результат приятно удивил. Да. это не супер-пупер мегафирмовый перегруз в с каким-то своим жутким несносным характером и 100% узнаваемым в любом миксе звуком. Но свой звук у него какой-то есть, хотя получилась больше дешёвая простая рабочая лошадка для тяжёлых и грязных стилей музыки. Но может использоваться и для лёгкого подгруза и даже как простейший преамп.
Я не ставил свой целью сделать какой-то сверх гибкий или оригинальный дист или овер, так-же не пытался никого и ни чего эмулировать, как это модно сейчас. Я уже давно убедился, что звук Marshall лучше всего эмулирует Marshall, а звук Mesa - сам Mesa. Так-же как и лампу эмулирует лучше всего сама лампа. Это просто обычная схема на одном сдвоенном ОУ =)
Сэмплы выложу как только узнаю как :D АДМИНЫ, КАК ВЫЛОЖИТЬ СЭМПЛЫ :?:
Вложения
SAM_0014.JPG
Результат без разметки
SAM_0014.JPG (55.29 КБ) 6503 просмотра
SAM_0009.JPG
Отладка на коленке.
SAM_0009.JPG (173.1 КБ) 6503 просмотра
SAM_0006.JPG
Исходные данные
SAM_0006.JPG (42.17 КБ) 6503 просмотра
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение ParaZZit » Пт июл 06, 2012 10:24 pm

Итак, давайте подробно разберём чот тут у нас происходит. Описывать буду специально с разжовыванием, т.к. искушённых в схемотехнике на этом сайте не много :)
Итак, наш сигнал поступает на вход In (вверху схемы) и через переключатель попадает на вход всего перегруза - С1, потом снимается с регулятора громкости и идёт через переключатель напрямую на выходное гнездно. Обратите внимание, что там наверху есть ещё небольшая схема. и когда эффект включен. она ни за что не зацеплена - это индикация. т.н. Millenium Bypass. дело в том, что в этой педали использован Холодный обход, т.е. когда эффект отключен, вход и выход педали замкнуты, а цепи эффекта полностью отключены от звука, что-бы не портить его своими наводками, ёмкостями и сопротивлениями. Но нам ещё хочется индикацию включения педали красным светодиодом? Это-же святое =) Можно использовать кнопку с 3мя контактными парами. но они дорогие и их порой трудно найти 6контакнтую кнопку и собрать предложенную схему. Она хитрая - когда переключатель переключен так, как сейчас по схеме, то индикация подключена только к питанию. В реальной жизни у любого диода есть ток утечки. т.е. обратный Ток. Вот его и достаточно, что-бы на затворе нашего транзистора Q1 появилось что-то отличное от массы через утечку D1. Полевику этого хватает и он открывается, и тут через него и токогасящий резистор R1 начинает светиться светодиод Led1. Теперь переключим переключатель вверх по схеме. Нетрудно проследить, что вход и выход замкнуться. полностью отключив эффект от сигнального провода, а затвор транзистора на индикации замкнётся на регулятор громкости примочки Volume, этого будет достаточно что-бы на затворе появилась масса и Q1 закрылся, соответственно разорвав цепь светодиода. Хитрое и дешёвое решение. Бонусом даёт то, что снимает высокий потенциал с выхода эффекта и при переключении с нормальной кнопкой Millenium не щёлкает! Что характерно для порстого тру байпаса. Убили всех зайцев одним выстрелом. Остроумная схемка. люблю её =)
C коммутацией и индикацией разобрались, теперь по эффекту.
Вход выполнен На С1 это входной конденсатор, и R1. Дружно вместе они задают входное сопротивление в 1 Мом, что очень нормально, а так-же не пускают внутрь примочки постоянный ток от источника. ибо он нам не нужен, нам нужны только колебания сигнала. С2 маленькой ёмкости около 100p, можно и поменьше, можно и побольше, до 200-220p стоит, что-бы напрямую на землю сбрасывать все очень высокие частоты, типа радио, оно нам не надо. Попутно через R1 мы подаём постоянное напряжение 4,5Вольта. Получаем мы его с помощью делителя на R8 и R10. Они у нас одинаковые, поэтому делят ровно пополам напряжение. поданное с батарейки. Эти 4,5Вольта необходимо подать. что-бы задать первому нашему усилителю Ось, вокруг которой и будут танцевать наши колебания. Это жизненно важно в любом усилителе. Не забываем, что любой усиливающий элемент как-бы пытается повторить напряжением питания входной сигнал. поэтому очень важно дать ему точку отсчёта, виртуальный ноль, в данном случае мы будем находиьтся ровно в середине возможного для усиления диапазона, т.к. сигнал состоит из положительной и отрицательной полуволны.
Дальше сигнал я отправил на единичный усилитель. Можно было использовать много чего для этих целей, но т.к. сам перегруз я планировал сделать на ОУ, то порще всего быол брать сдвоенный по причине одинакового корпуса и стоимости и использовать ещё одну половинку ОУ, чем устраивать танцы с транзистором. Не забываем - максимальная рационализация и полный минимализм - девиз этой педали =)
Это обычный единичный усилитель, т.е. на его выходе будет совершенно то-же самое, что и на входе. О том. что он единичный он знает, т.к. его выход (ножка 1) подключен напрямую на его инвертирующий вход (ножка 2). На практике очень удобно просто коротнуть микросхеме 2 соседние ножки, намного удобнее, чем городить стоковый или эмиттерный повторитель =) А нахрена он нам такой нужен, казалось бы? А вот нужен, дело в том, что ОУ теперь будет стараться всеми силами поддерживать на своём выходе именно такой сигнал, какой подали ему на вход, стойко перенося все тягости жизни, а по сути является почти идеальным источником тока из-за низкого выходного сопротивления, что очень удобно, теперь к нему можно подключать что угодно, не боясь что-то испортить. Мы и подключим. :)
Во первых мы снимем с него чистый сигнал и подадим сразу на один конец регулятора MIX. Обратите внимание, мы не ставим разделительную ёмкость и не подаём опять нашу половину питания. Оу может работать, как усилитель постоянного напряжения, поэтому на выходе с него у нас сигнал сразу привязан к нашей виртуальной оси в 4,5 Вольта. Невероятно удобно для построения многокаскадных схем. Но здесь всё будет по другому.
Во вторых мы отправим наш сигнал с этого-же выхода на узел перегруза. Через С3 мы отвязываемся от нашей постоянной составляющей и оставляем себе только сигнал. Ёмкость С3 меньше проходной в 10 раз. здесь мы начинаем подрезать немного НЧ, что-бы перегруз не захлёбывался от избытка баса, а то есть у них такое поганое для нас свойство :) Точно таким-же макаром через R4 подаём нашу новую ось с делителя на R9 и R11. И делаем мы это заново затем, что теперь мы смещаем нашу виртуальную ось намного ближе к верхнему потолку в 9В, выше которого не прыгнешь. Теперь мы будем танцевать около 7 Вольт.
Представьте. что прыгаете в комнате, на батуте. Батут по середине комнаты по высоте. Места хватет, подлететь вверх и промять батут вниз. Прыгая вы изображаете колебания сигнала, а батут - это и есть наша виртуальная ось в виде постоянного тока :) И вот теперь мы пододвигаем батут почти к самому потолку. Вы будете биться головой :)
То-же происходит и здесь. Положительная полуволна сигнала, пытаясь усилиться на усилителе DA2 упирается в верхний предел напряжения питания и больше не может рисовать синусоиду, а становится плоской, как будто нашей синусоиде, которая должна была получиться, отрезали верхушку и сделали её квадратной. Что-бы гарантированно усилить эффект среза под корень мы ещё и усиливаем всё это дело. Во сколько раз? Задаётся с помощью соотношения R5 и R7. Усиление ОУ в такоум включении будет 1+R7/R5. Т.к. R7 у нас переменный, то КУ усилителя будет изменяться от 1 до 501 раза =) т.е. от чистого звука до сильно перегруженного. Таким образом, если у нас сигнал в 500миллиВольт, и мы его усиливаем в 500 раз, то ОУ постарается сделать выходной сигнал в 250 Вольт, но т.к. до 9 вольт осталось всего 2 Вольта, то всё, что будет больше, будет отрезано, т.е. останется ровно 1/500 сигнала =) Всё просто - натуральный дист. С6 здесь тоже выполняет роль фильтра и опять подрезает НЧ.
Но у нас в узле перегруза не кончились ещё детальки, а так-же мы молчим про нижнюю полуволну. Но она есть :)
А с ней у нас вот что, если бы больше деталей не было. то она усиливалась бы точно так-же, как и верхняя полуволна и достигнув нижней границы в 0 Вольт отрезалась так-же нещадно. Получился бы ассиметричный квадратный забор. Это был бы стандартный дист, наглухо разрушающий весь звук баса.
Здесь необходимо сделать лирическое отступление: дело в том, что в сигнале любого инструмента помимо основного тона - этой самой синусоиды, есть ещё и обертона (гармоники), которые и определяют звучание инструмента. Самый чистый тон считается у флейты, почти полное отсутствие гармоник. Бас, как и рояль в нижнем регистре, очень богат обертонами. И хочется их сохранить для красоты звучания. На сигнале они выглядят как неровности на верхушке синусоиды основного тона.
Так вот для верхней полуволны мы все эти верхушки нещадно срезали в определённом смысле обезличив звук баса, но добавили своих новых высших гармоник при обрезке, т.е. представьте, что к синусоиде нужно сбоку добавлять всё меньшие и меньшие по периоду полуволны, пока она не станет в общем квадратной. Вот этим мы и занимались математически =) Совсем квадратной она не станет никогда, но тут есть одно но. Обычные биполярные транзисотры насыщаются очень резко. Т.е. он ведёт линию сигнала вверх, а тут раз и питание кончилось, вверх вести больше нечем, и транзистор почти мгновенно начинает рисовать плоскую полочку, пока сигнал не вернётся в возможный диапазон. математически это означает, что у нас добавляется огромное количество высших гармоник и чётных и не очень ;) Что и воспринимается на слух как отвратительные зуд и песок, свойственные непродуманным транзисторным педалям. Лампа же перегружается очень плавно, сглаживая эти острые углы перехода. Математически это означает мало высших гармоник, что на слух намного приятнее. Я предлагаю использовать ОУ на полевых транзисторах, например TL062, т.к. полевики во многом похожи на лампу в процессе насыщения и тоже ограничивают звук плавно и красиво без таких вот зудящих артефактов. А ещё лучше впаять в плату панельку и купить десяток разных ОУ и попробовать на слух, благо они взаимозаменяемы и стоят копейки, половина звука будет зависеть именно от него =)
Но вернёмся к нижней полуволне. Сохранять исходные гармоники нашего инструмента мы будем именно в ней. Параллельно нашему R7, который задаёт степень усиления каскада, стоит светодиод. Как и любой диод, он пропускает ток только в одну сторону, по стрелочке. В таком включении, как на схеме, он будет пропускать отрицательную полуволну от выхода к инвертирующему входу и никак не реагировать на положительную. Но здесь есть одно НО. Для того, что-бы диод открылся, напряжение на нём должно превысить определённую величину. Для простых кремниевых диодов это около 1,2Вольта. старые германиевые меньше, для светодиодов зависит от цвета =) ИК и красные открываются около 3,2Вольта, зелёные больше, синие ещё больше.
Итак, у нас идёт отрицательная полуволна. Диод пока закрыт и она усиливается точно по тому-же принципу, что и положительная, только в другую сторону, напряжение на диоде меняется и в какой-то момент он открывается. И вот когда он открывается. ток начинает течь по пути наименьшего сопротивления, т.е. через него, минуя R7. Усилитель начинает резко стремиться к уже знакомому нам единичному, для остальной полуволны. Фишка в том, что так через диод пройдёт неизменной, лишь слегка усиленной, наша верхушка исходной полуволны. Кругленькая и с сохранившимися исходными гармониками. В итоге мы сохраним звук нашего баса в том или ином виде, не совсем обезличив его, а так-же получим мягкий перегруз. Почему светодиод? Можно поставить и простой диод, будет чуть погейневей, но здесь та-же история, что и с транзисторами. Кремниевый диод очень резко и жёстко открывается, светодиод это делает намного плавнее и мягче. Можно так-же впаять в плату кусочек панельки под 2 контакта и просто вставлять разные диоды и слушать с ними звук, какой понравится больше.
Немного о С7 - он так-же шунтирует R7, нужно это вот для чего - чем больше ёмкость этого конденсатора, тем более низкочастотный сигнал он будет через себя пропускать практически без сопротивления, а значит Усиление схемы для этих частот будет равно единице, а для всех что ниже, по формуле, которую мы уже здесь смотрели наверху. Ёмкость примерно в 200pF будет отфильтровывать только ВЧ свисты, шумы, радионаводки и т.п. Актуально для гейновых педалей, что-бы всё это не усиливать вместе с сигналом, иначе становится очень слышно. Увеличением её номинала нередко борются с ВЧ песком в педалях с биполярными ОУ и кремниевыми диодами, номиналы иногда доходят аж до наноФарада, иначе песок не забарывается =) Эта-же схема категорически не склонна к самовозбуждению, сыпанью песком и ловле радио, но ёмкость небольшую я поставил больше для страховки, ибо так надо. Так-же такой конденсатор рекомендуют ставить для компенсации нелинейностей ОУ, но это уже высшие материи, его там считать надо, нам пофиг :)
Ну и собственно с выхода ОУ мы снимаем наш перегруженый сигнал через конденсатор С4, который опять 100nF и немного подрезает низ, и подаём на противоположный вход нашего делителя напряжения MIX. Кто забыл - с одной стороны у него уже чистый звук.с помощью движка мы делим сигналы в процентном соотношении и получаем готовый микс чистого с грязью. пара слов про R12 - чистый сигнал по громкости намного меньше, чем выхлоп перегруза, для удобства регулировки микса я заранее немного поделил его с помощью R12. т.к. и потенциометр и R12 одинакового сопротивления, то даже, если ручку пота полносьтю вывернуть на грязь, то звук смешивается в пропорции 1 к 1. Но так как перегруз громче - он сильно доминирует. Поэтому R12 для удобства. Его можно и убрать. Настройка станет гибче, но менее удобной. Если не помните, там у нас первый ОУ уже держит ось на 4,5В, поэтому после конденсатора перегруженный сигнал сам привязывается к этой оси и сливается с чистым. Ну а далее через выходной С5 отвязываемся от всех постоянных токов, оставив только сигнал, и через делитель R6, выполняющий роль регулятора громкости (так-же делит сигнал пропорционально между полностью землёй и полным сигналом), уходит на выход. Всё. Педаль закончилась =)
Постарался разжевать максимально понятно и подробно, у кого какие вопросы будут - задавайте, всем желающим собрать обязательно помогу. Схема проста, настройки никакой уже не требует. Применение ОУ гарантирует 100% работоспособность и повторяемость при правильном монтаже. Можно просто брать и паять. педаль очень чувствительна к регулировкам тембра на самой гитаре и прекрасно обходится без тембрблока, так-же можно регулировать результат последующим эквалайзером или тембрблоком усилителя. Полное отсутствие песка и активный выход позволяют использовать педаль в линию даже без спикерсимуляторов. Рекомендую к сборке начинающим для опыта, как простую и нормально (на моё же собственное удивление) звучащую педаль. Ну и остальные могут побаловаться. Сэмплы обязательно будут )
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение ParaZZit » Пт июл 06, 2012 10:24 pm

Итак, давайте подробно разберём чот тут у нас происходит. Описывать буду специально с разжовыванием, т.к. искушённых в схемотехнике на этом сайте не много :)
Итак, наш сигнал поступает на вход In (вверху схемы) и через переключатель попадает на вход всего перегруза - С1, потом снимается с регулятора громкости и идёт через переключатель напрямую на выходное гнездно. Обратите внимание, что там наверху есть ещё небольшая схема. и когда эффект включен. она ни за что не зацеплена - это индикация. т.н. Millenium Bypass. дело в том, что в этой педали использован Холодный обход, т.е. когда эффект отключен, вход и выход педали замкнуты, а цепи эффекта полностью отключены от звука, что-бы не портить его своими наводками, ёмкостями и сопротивлениями. Но нам ещё хочется индикацию включения педали красным светодиодом? Это-же святое =) Можно использовать кнопку с 3мя контактными парами. но они дорогие и их порой трудно найти 6контакнтую кнопку и собрать предложенную схему. Она хитрая - когда переключатель переключен так, как сейчас по схеме, то индикация подключена только к питанию. В реальной жизни у любого диода есть ток утечки. т.е. обратный Ток. Вот его и достаточно, что-бы на затворе нашего транзистора Q1 появилось что-то отличное от массы через утечку D1. Полевику этого хватает и он открывается, и тут через него и токогасящий резистор R1 начинает светиться светодиод Led1. Теперь переключим переключатель вверх по схеме. Нетрудно проследить, что вход и выход замкнуться. полностью отключив эффект от сигнального провода, а затвор транзистора на индикации замкнётся на регулятор громкости примочки Volume, этого будет достаточно что-бы на затворе появилась масса и Q1 закрылся, соответственно разорвав цепь светодиода. Хитрое и дешёвое решение. Бонусом даёт то, что снимает высокий потенциал с выхода эффекта и при переключении с нормальной кнопкой Millenium не щёлкает! Что характерно для порстого тру байпаса. Убили всех зайцев одним выстрелом. Остроумная схемка. люблю её =)
C коммутацией и индикацией разобрались, теперь по эффекту.
Вход выполнен На С1 это входной конденсатор, и R1. Дружно вместе они задают входное сопротивление в 1 Мом, что очень нормально, а так-же не пускают внутрь примочки постоянный ток от источника. ибо он нам не нужен, нам нужны только колебания сигнала. С2 маленькой ёмкости около 100p, можно и поменьше, можно и побольше, до 200-220p стоит, что-бы напрямую на землю сбрасывать все очень высокие частоты, типа радио, оно нам не надо. Попутно через R1 мы подаём постоянное напряжение 4,5Вольта. Получаем мы его с помощью делителя на R8 и R10. Они у нас одинаковые, поэтому делят ровно пополам напряжение. поданное с батарейки. Эти 4,5Вольта необходимо подать. что-бы задать первому нашему усилителю Ось, вокруг которой и будут танцевать наши колебания. Это жизненно важно в любом усилителе. Не забываем, что любой усиливающий элемент как-бы пытается повторить напряжением питания входной сигнал. поэтому очень важно дать ему точку отсчёта, виртуальный ноль, в данном случае мы будем находиьтся ровно в середине возможного для усиления диапазона, т.к. сигнал состоит из положительной и отрицательной полуволны.
Дальше сигнал я отправил на единичный усилитель. Можно было использовать много чего для этих целей, но т.к. сам перегруз я планировал сделать на ОУ, то порще всего быол брать сдвоенный по причине одинакового корпуса и стоимости и использовать ещё одну половинку ОУ, чем устраивать танцы с транзистором. Не забываем - максимальная рационализация и полный минимализм - девиз этой педали =)
Это обычный единичный усилитель, т.е. на его выходе будет совершенно то-же самое, что и на входе. О том. что он единичный он знает, т.к. его выход (ножка 1) подключен напрямую на его инвертирующий вход (ножка 2). На практике очень удобно просто коротнуть микросхеме 2 соседние ножки, намного удобнее, чем городить стоковый или эмиттерный повторитель =) А нахрена он нам такой нужен, казалось бы? А вот нужен, дело в том, что ОУ теперь будет стараться всеми силами поддерживать на своём выходе именно такой сигнал, какой подали ему на вход, стойко перенося все тягости жизни, а по сути является почти идеальным источником тока из-за низкого выходного сопротивления, что очень удобно, теперь к нему можно подключать что угодно, не боясь что-то испортить. Мы и подключим. :)
Во первых мы снимем с него чистый сигнал и подадим сразу на один конец регулятора MIX. Обратите внимание, мы не ставим разделительную ёмкость и не подаём опять нашу половину питания. Оу может работать, как усилитель постоянного напряжения, поэтому на выходе с него у нас сигнал сразу привязан к нашей виртуальной оси в 4,5 Вольта. Невероятно удобно для построения многокаскадных схем. Но здесь всё будет по другому.
Во вторых мы отправим наш сигнал с этого-же выхода на узел перегруза. Через С3 мы отвязываемся от нашей постоянной составляющей и оставляем себе только сигнал. Ёмкость С3 меньше проходной в 10 раз. здесь мы начинаем подрезать немного НЧ, что-бы перегруз не захлёбывался от избытка баса, а то есть у них такое поганое для нас свойство :) Точно таким-же макаром через R4 подаём нашу новую ось с делителя на R9 и R11. И делаем мы это заново затем, что теперь мы смещаем нашу виртуальную ось намного ближе к верхнему потолку в 9В, выше которого не прыгнешь. Теперь мы будем танцевать около 7 Вольт.
Представьте. что прыгаете в комнате, на батуте. Батут по середине комнаты по высоте. Места хватет, подлететь вверх и промять батут вниз. Прыгая вы изображаете колебания сигнала, а батут - это и есть наша виртуальная ось в виде постоянного тока :) И вот теперь мы пододвигаем батут почти к самому потолку. Вы будете биться головой :)
То-же происходит и здесь. Положительная полуволна сигнала, пытаясь усилиться на усилителе DA2 упирается в верхний предел напряжения питания и больше не может рисовать синусоиду, а становится плоской, как будто нашей синусоиде, которая должна была получиться, отрезали верхушку и сделали её квадратной. Что-бы гарантированно усилить эффект среза под корень мы ещё и усиливаем всё это дело. Во сколько раз? Задаётся с помощью соотношения R5 и R7. Усиление ОУ в такоум включении будет 1+R7/R5. Т.к. R7 у нас переменный, то КУ усилителя будет изменяться от 1 до 501 раза =) т.е. от чистого звука до сильно перегруженного. Таким образом, если у нас сигнал в 500миллиВольт, и мы его усиливаем в 500 раз, то ОУ постарается сделать выходной сигнал в 250 Вольт, но т.к. до 9 вольт осталось всего 2 Вольта, то всё, что будет больше, будет отрезано, т.е. останется ровно 1/500 сигнала =) Всё просто - натуральный дист. С6 здесь тоже выполняет роль фильтра и опять подрезает НЧ.
Но у нас в узле перегруза не кончились ещё детальки, а так-же мы молчим про нижнюю полуволну. Но она есть :)
А с ней у нас вот что, если бы больше деталей не было. то она усиливалась бы точно так-же, как и верхняя полуволна и достигнув нижней границы в 0 Вольт отрезалась так-же нещадно. Получился бы ассиметричный квадратный забор. Это был бы стандартный дист, наглухо разрушающий весь звук баса.
Здесь необходимо сделать лирическое отступление: дело в том, что в сигнале любого инструмента помимо основного тона - этой самой синусоиды, есть ещё и обертона (гармоники), которые и определяют звучание инструмента. Самый чистый тон считается у флейты, почти полное отсутствие гармоник. Бас, как и рояль в нижнем регистре, очень богат обертонами. И хочется их сохранить для красоты звучания. На сигнале они выглядят как неровности на верхушке синусоиды основного тона.
Так вот для верхней полуволны мы все эти верхушки нещадно срезали в определённом смысле обезличив звук баса, но добавили своих новых высших гармоник при обрезке, т.е. представьте, что к синусоиде нужно сбоку добавлять всё меньшие и меньшие по периоду полуволны, пока она не станет в общем квадратной. Вот этим мы и занимались математически =) Совсем квадратной она не станет никогда, но тут есть одно но. Обычные биполярные транзисотры насыщаются очень резко. Т.е. он ведёт линию сигнала вверх, а тут раз и питание кончилось, вверх вести больше нечем, и транзистор почти мгновенно начинает рисовать плоскую полочку, пока сигнал не вернётся в возможный диапазон. математически это означает, что у нас добавляется огромное количество высших гармоник и чётных и не очень ;) Что и воспринимается на слух как отвратительные зуд и песок, свойственные непродуманным транзисторным педалям. Лампа же перегружается очень плавно, сглаживая эти острые углы перехода. Математически это означает мало высших гармоник, что на слух намного приятнее. Я предлагаю использовать ОУ на полевых транзисторах, например TL062, т.к. полевики во многом похожи на лампу в процессе насыщения и тоже ограничивают звук плавно и красиво без таких вот зудящих артефактов. А ещё лучше впаять в плату панельку и купить десяток разных ОУ и попробовать на слух, благо они взаимозаменяемы и стоят копейки, половина звука будет зависеть именно от него =)
Но вернёмся к нижней полуволне. Сохранять исходные гармоники нашего инструмента мы будем именно в ней. Параллельно нашему R7, который задаёт степень усиления каскада, стоит светодиод. Как и любой диод, он пропускает ток только в одну сторону, по стрелочке. В таком включении, как на схеме, он будет пропускать отрицательную полуволну от выхода к инвертирующему входу и никак не реагировать на положительную. Но здесь есть одно НО. Для того, что-бы диод открылся, напряжение на нём должно превысить определённую величину. Для простых кремниевых диодов это около 1,2Вольта. старые германиевые меньше, для светодиодов зависит от цвета =) ИК и красные открываются около 3,2Вольта, зелёные больше, синие ещё больше.
Итак, у нас идёт отрицательная полуволна. Диод пока закрыт и она усиливается точно по тому-же принципу, что и положительная, только в другую сторону, напряжение на диоде меняется и в какой-то момент он открывается. И вот когда он открывается. ток начинает течь по пути наименьшего сопротивления, т.е. через него, минуя R7. Усилитель начинает резко стремиться к уже знакомому нам единичному, для остальной полуволны. Фишка в том, что так через диод пройдёт неизменной, лишь слегка усиленной, наша верхушка исходной полуволны. Кругленькая и с сохранившимися исходными гармониками. В итоге мы сохраним звук нашего баса в том или ином виде, не совсем обезличив его, а так-же получим мягкий перегруз. Почему светодиод? Можно поставить и простой диод, будет чуть погейневей, но здесь та-же история, что и с транзисторами. Кремниевый диод очень резко и жёстко открывается, светодиод это делает намного плавнее и мягче. Можно так-же впаять в плату кусочек панельки под 2 контакта и просто вставлять разные диоды и слушать с ними звук, какой понравится больше.
Немного о С7 - он так-же шунтирует R7, нужно это вот для чего - чем больше ёмкость этого конденсатора, тем более низкочастотный сигнал он будет через себя пропускать практически без сопротивления, а значит Усиление схемы для этих частот будет равно единице, а для всех что ниже, по формуле, которую мы уже здесь смотрели наверху. Ёмкость примерно в 200pF будет отфильтровывать только ВЧ свисты, шумы, радионаводки и т.п. Актуально для гейновых педалей, что-бы всё это не усиливать вместе с сигналом, иначе становится очень слышно. Увеличением её номинала нередко борются с ВЧ песком в педалях с биполярными ОУ и кремниевыми диодами, номиналы иногда доходят аж до наноФарада, иначе песок не забарывается =) Эта-же схема категорически не склонна к самовозбуждению, сыпанью песком и ловле радио, но ёмкость небольшую я поставил больше для страховки, ибо так надо. Так-же такой конденсатор рекомендуют ставить для компенсации нелинейностей ОУ, но это уже высшие материи, его там считать надо, нам пофиг :)
Ну и собственно с выхода ОУ мы снимаем наш перегруженый сигнал через конденсатор С4, который опять 100nF и немного подрезает низ, и подаём на противоположный вход нашего делителя напряжения MIX. Кто забыл - с одной стороны у него уже чистый звук.с помощью движка мы делим сигналы в процентном соотношении и получаем готовый микс чистого с грязью. пара слов про R12 - чистый сигнал по громкости намного меньше, чем выхлоп перегруза, для удобства регулировки микса я заранее немного поделил его с помощью R12. т.к. и потенциометр и R12 одинакового сопротивления, то даже, если ручку пота полносьтю вывернуть на грязь, то звук смешивается в пропорции 1 к 1. Но так как перегруз громче - он сильно доминирует. Поэтому R12 для удобства. Его можно и убрать. Настройка станет гибче, но менее удобной. Если не помните, там у нас первый ОУ уже держит ось на 4,5В, поэтому после конденсатора перегруженный сигнал сам привязывается к этой оси и сливается с чистым. Ну а далее через выходной С5 отвязываемся от всех постоянных токов, оставив только сигнал, и через делитель R6, выполняющий роль регулятора громкости (так-же делит сигнал пропорционально между полностью землёй и полным сигналом), уходит на выход. Всё. Педаль закончилась =)
Постарался разжевать максимально понятно и подробно, у кого какие вопросы будут - задавайте, всем желающим собрать обязательно помогу. Схема проста, настройки никакой уже не требует. Применение ОУ гарантирует 100% работоспособность и повторяемость при правильном монтаже. Можно просто брать и паять. педаль очень чувствительна к регулировкам тембра на самой гитаре и прекрасно обходится без тембрблока, так-же можно регулировать результат последующим эквалайзером или тембрблоком усилителя. Полное отсутствие песка и активный выход позволяют использовать педаль в линию даже без спикерсимуляторов. Рекомендую к сборке начинающим для опыта, как простую и нормально (на моё же собственное удивление) звучащую педаль. Ну и остальные могут побаловаться. Сэмплы обязательно будут )
Вложения
sheme.gif
sheme.gif (17.24 КБ) 6496 просмотров
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение ParaZZit » Пт июл 06, 2012 10:25 pm

Почему-то как-то странно отправилось.. Просьба модераторам почистить ненужное =)
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 976
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2012 4:46 pm
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение ParaZZit » Вс июл 08, 2012 11:20 am

Вчера на репетиции педаль была опробована в реальных боевых условиях. Показала себя очень неплохо для игры "в плотный микс" и существенно улучшила и уплотнила звучание баса в миксе. Как результат - перекочевала в арсенал Ingvar'a =) Так что можно смело собирать.
_________________
Металлисты — это самый развитой и передовой класс, и никто не может отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата.
~ Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Не в сети
Аватара пользователя
Болтливый Монстр
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 9:35 am
Откуда: Өфө

Re: ParaZZit Easy Bass Drive =))

Сообщение biggen » Вс июл 15, 2012 10:08 pm

ParaZZit писал(а):Сэмплы выложу как только узнаю как :D АДМИНЫ, КАК ВЫЛОЖИТЬ СЭМПЛЫ :?:
Видео можно выложить на Яндекс-видео, но нужно будет зарегестрироваться, сливаешь туда всё что пожелаешь, а потом в пост выкладывашь ссылку и всё, там всё интуитивно понятно.
_________________
"Если есть бас-гитарист, то должен быть и бас-басист!"
/В.Кличко/
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя