Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



 Образовательные траектории для музыканта в России

Многие из нас рассматривают музыку как хобби. Приятно вечером расположиться на диване с инструментом и поиграть любимые мелодии или пошуметь с ребятами на репетиционной базе. Однако при должном упорстве и старании с музыкой можно связать и свою профессиональную деятельность. Современный мир дает много возможностей. В интернете можно найти огромное количество образовательных материалов, которые позволяют самостоятельно восполнить пробелы в образовании и заняться практической музыкальной деятельностью. Работа в музыкальных проектах, выступления на сцене дают реальный опыт, который может быть более ценным для развития, чем теоретическое обучение. Для многих работодателей портфолио играет не меньшую роль чем корочка об окончании учебного заведения. С другой стороны, попадая в учебное заведение вы оказываетесь в благоприятной для профессионального развития среде. Вам не нужно самостоятельно разрабатывать свою образовательную траекторию. Вас будут вести по хорошо протоптанной дороге, где помечены все опасные повороты. Проверки и экзамены будут держать вас в тонусе. Обучение включает регулярные выступления. Это даёт ценный практический опыт и поможет развить исполнительские навыки. Вы будете иметь возможность общаться с опытными преподавателями, заведете полезные знакомства в музыкальной среде. Получение диплома открывает определенные возможностей для профессионального роста, например, для работы в оркестрах, театрах, учебных заведениях. Наличие документа об образовании может быть обязательным условием для некоторых должностей.

Музыкальное образование в России имеет несколько уровней: начальное музыкальное образование (детская музыкальная школа, детская школа искусств), среднее специальное образование (музыкальное училище, музыкальный колледж), высшее образование (консерватория, академия, институт). Причем на этапе высшего образования возможно обучение в специалитете или в бакалавриате/магистратуре. После окончания специалитета или магистратуры можно поступить в аспирантуру, где готовят научных работников и педагогов, а затем в докторантуру. Помимо оттачивания профессиональных навыков обучение в высшем учебном заведении, даже музыкальном, подразумевает написание выпускной квалификационной работы – дипломной работы, бакалаврской работы или магистерской диссертации. Это довольно сложно и большую роль тут играет работа научного руководителя. Зачастую студентам требуется помощь в написании магистерской диссертации, поскольку она должна содержать элементы научного исследования.

Начальный уровень музыкального образования в России представлен детскими музыкальными школами и школами искусств. Эти учебные заведения предлагают программы обучения игре на различных музыкальных инструментах, вокалу, теории музыки и другим дисциплинам. Для поступления обычно требуется пройти прослушивание, чтобы определить уровень подготовки ребёнка. Возраст для начала обучения может варьироваться, но чаще всего это 6–7 лет. Очевидно, поступление в музыкальную школу происходит в таком возрасте, когда дети еще слабо представляют свое будущее и не могут осознанно выбирать профессию. Большая удача, если желание родителей отдать ребенка в музыкальную школу совпадет с его будущем выбором. Поэтому наличие свидетельства об окончании музыкальной школы обычно не является необходимым документом для поступления в учебные заведения среднего специального и высшего образования. В результате обучения в музыкальной школе дети развивают музыкальные способности, получают основы игры на инструменте или вокального мастерства, знакомятся с теорией музыки, принимают участия в концертах и конкурсах. Это становится прочной базой для дальнейшего образования и развития. Срок обучения в музыкальной школе обычно составляет 7–9 лет.

После окончания начальной музыкальной школы музыканты могут продолжить образование в средних специальных учебных заведениях, таких как музыкальные училища и колледжи. Здесь предлагаются программы по различным музыкальным специальностям: инструментальное исполнительство, вокальное искусство, композиция и аранжировка. Для поступления в музыкальное училище или колледж нужно иметь аттестат средней школы, возможно потребуются результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, кроме того, необходимо пройти вступительные испытания. Именно они будут иметь решающее значение. Иметь диплом об окончании музыкальной школы обычно не обязательно. Перечень необходимых документов и требований нужно уточнять на сайте учебного заведения. После окончания такого учебного заведения выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании и могут продолжить обучение в высшем учебном заведении или начать профессиональную карьеру. В колледже срок обучения составляет 4 года. После окончания училища или колледжа можно пойти работать преподавателем в детской музыкальной школе или школе искусств, устроиться музыкантом в ансамбль или оркестр, исполнителем на эстраде или в театре, стать руководителем музыкального коллектива, сотрудником культурно-досуговых учреждений, организатором мероприятий, звукорежиссером или техником в музыкальных студиях. Музыкальное училище предоставляет хорошую основу для начала карьеры в музыкальной сфере, но для некоторых профессий и более высоких позиций может потребоваться дальнейшее обучение в высшем учебном заведении.

Высшее музыкальное образование в России представлено консерваториями, академиями, институтами и университетами с факультетами музыки. Ведущие учебные заведения предлагают образовательные программы специалитета (5 лет), бакалавриата (4 года), магистратуры (2 года) и аспирантуры (3 года) по различным специальностям и направлениям. Критерии отбора абитуриентов и правила поступления могут меняться от заведения к заведению. Как правило, абитуриенту нужно сдать экзамены по специальности, предоставить портфолио с примерами работ, рекомендации от педагогов. После выпуска музыканты получают специальность или квалификацию, которая открывает возможности для карьеры и часто является обязательным требованием для таких профессий как профессор или преподаватель в высшем учебном заведении, дирижёр профессионального оркестра или хора, композитор или аранжировщик в профессиональных проектах, научный сотрудник в области музыковедения. Хотя талант и опыт могут компенсировать отсутствие высшего образования, для работы над сложными проектами в профессиональной среде часто требуется глубокое понимание музыкальной теории и практики, которое дает высшее образование.

Заключение

Образовательные траектории для музыкантов в России разнообразны и предлагают множество возможностей для развития. Выбор пути зависит от целей, интересов и уровня подготовки. Начальное образование в музыкальной школе, среднее профессиональное в училище или колледже, высшее в консерватории или университете, дополнительное образование и самообразование — все эти ступени могут помочь музыканту достичь успеха в выбранной области.

Автор: Alex


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100