Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №20 - Почему хрипят наушники и колонки

  • Правильные наушники для бас гитариста. Почему хрипят наушники и колонки
  • Реставрация бас гитары. Стоит ли?
  • Guitar Pro 6
  • Как научиться играть на бас гитаре
Бас, подкаст, basslife, гитара, наушники, реставрация

Скачать BassLifePodcast-020.mp3 [11.66Mb] 19:25 мин

Растекстовка подкаста

С новостями сегодня туго. Недавно сайт harmonycentral.com пережил большое обновление, там изменили дизайн, поменяли разделы и теперь бас-гитарные новости мне оттуда выцеплять очень-очень сложно. Поэтому сегодня я не приготовил никаких новостей и решил сразу заняться темами наших слушателей.

Почему хрипят наушники и колонки

Интересную тему затронул слушатель tsv1986. «Я заметил, – пишет он, – что компьютерные колонки и наушники от бас-гитары очень быстро приходят в негодность, начинают «захлебываться» и дребезжать. Есть ли какие-то конкретные модели этих устройств, которые будут долго жить при прослушивании через них бас-гитары?» Хрипят наушники и колонки? Проблема известна, и, наверное, многие из нас с ней сталкивались. Рано или поздно колонки и наушники, через которые большинство из нас пытаются играть и прослушивать свою музыку, приходят в негодность. В частности, они начинают хрипеть, динамик начинает выдавать какие-то шуршащие звуки, что, согласитесь, неприятно.

В нашем сегодняшнем подкасте я все свое внимание сосредоточу, прежде всего, на наушниках, поскольку мне эта тема немножко ближе, но в принципе, вы без труда можете экстраполировать все те данные и все параметры, которые я вам сегодня сообщу, и на колонки, то есть к ним это все тоже подойдет. Не буду сегодня рассматривать маленькие «интегрируемые в мозг» наушники, как я их называю, а полностью сосредоточу свое внимание на нормальных, больших наушниках.

Выбор наушников для бас-гитары

Вообще наушники можно разделить на два типа: мониторные наушники, которые пытаются передать звук таким, какой он есть, не внося никаких искажений, и HiFi-наушники, которые подразумевают различные улучшения звука. Качество этих «улучшателей» пусть остается на совести конструкторов, которые все это добро разрабатывают, а нам с вами, как музыкантам в первую очередь, интересны именно мониторные наушники.

Мониторные наушники бывают двух типов – открытые и закрытые.

Открытые наушники более точно передают звучание инструментов, однако именно басовые частоты они немного «проваливают». Еще один момент – эти наушники не являются звукоизолированными, то есть человек, который будет сидеть рядом с вами, будет слышать то, что происходит у вас в наушниках. В ряде случаев это не представляет никакой проблемы, однако, если вы планируете заниматься по ночам, использовать эти наушники при звукозаписи, то здесь они вряд ли вам подойдут.

Закрытые наушники лучше передают басовые частоты, но сидеть в них долгое время довольно трудно – уши устают. Нам с вами, как бас-гитаристам, более подойдут именно закрытые наушники, поэтому на них мы и остановимся.

Теперь давайте коснемся характеристик. Характеристики, о которых я буду говорить, справедливы и для акустических систем и для колонок.

Когда вы будете выбирать наушники, придя в магазин, можно посмотреть амплитудно-частотную характеристику наушников (или колонок). Вообще среднестатистическое ухо улавливает звук в диапазоне частот от 20 до 20 000 Гц. Брать какие-то супердорогие наушники только из-за того, что у них более широкая амплитудно-частотная характеристика (то есть шире этот диапазон), мне кажется, абсолютно не стоит, тем более, если вы будете использовать эти наушники для занятий дома. 20-20 000 – вполне нормальный, адекватный диапазон. Помимо ширины диапазона следует обратить внимание на гладкость амплитудно-частотной характеристики. Она показывает, какая частота насколько громко воспроизводится. Идеальной является прямая амплитудно-частотная характеристика, но этот идеал, понятное дело, недостижим. На практике обычно «завален» левый и правый край – низкие и высокие частоты. Это нормально, не пугайтесь. На что стоит обратить внимание, так это на отсутствие резких скачков и перепадов. Не должно колбасить эту кривую, она должна быть все-таки довольно ровной.

Еще одна характеристика, на которую обычно обращают внимание, это коэффициент искажения. Здесь рекомендация простая – нужно брать наушники с коэффициентом искажения не меньше 1%. Если вы берете более качественные наушники, то есть величина коэффициента меньше одного процента, то вы просто не почувствуете на слух улучшение звука. 1% – это примерно тот порог, который воспринимает наше с вами ухо.

Теперь коснемся двух характеристик, которые собственно и определяют, будут хрипеть наушники при проигрывании громкой музыки и баса или не будут.

Чувствительность. Этот параметр показывает, насколько громко будут звучать ваши наушники. Коэффициент чувствительности у нормальных наушников составляет не меньше 100 ДБ. Лучше, если чувствительность будет превышать значение 100 ДБ. Совсем не факт, что вы будете включать свои наушники на максимальную громкость, но если они хорошо звучат на максимальной громкости, то на средней громкости они и подавно будут звучать нормально.

Идем дальше. Критический параметр, на который нужно обратить внимание, когда вы подбираете наушники именно для баса, для громкой музыки, это импеданс, или, по-русски говоря, сопротивление на входе наушников в аудио систему. Собственно, в этом параметре и кроется причина всех ваших и наших бед. Чем больше это сопротивление, тем меньше вероятность повредить динамик каким-то громким, перегруженным звуком. Это с одной стороны. С другой стороны, чем больше это сопротивление, тем более мощное и качественное оборудование вам понадобится, поскольку это сопротивление будет «съедать» ваш полезный сигнал. Нужно посмотреть то оборудование, через которое вы играете. Если это какой-то басовый процессор, нужно посмотреть на его документацию, если это усилитель – нужно посмотреть документацию усилителя и выяснить, на какое сопротивление (на какой импеданс) рассчитан выход вашего воспроизводящего устройства. Компьютерные наушники обычно имеют импеданс 30-80 Ом, какие-то дешевые наушники для плеера могут иметь импеданс и того меньше, то есть чем меньше это сопротивление, тем проще «раскачать» ваши наушники, и, соответственно, тем менее мощный сигнал требуется для того, чтобы получить какой-то звук. Но при этом, если вы подадите на них громкий сигнал, то они начнут хрипеть и придут в негодность. Для усилителей это значение обычно составляет 200-300 Ом. Если к такому усилителю подключить компьютерные наушники, то они очень быстро придут в негодность. С другой стороны, если вы в какой-либо небольшой плеер воткнете наушники с сопротивлением 200-300 Ом, то батарейка разрядится в момент и звук, который будет воспроизводиться, будет очень и очень тихим. Поэтому здесь не нужно перегибать палку, а нужно обратить внимание, на какое сопротивление рассчитано ваше воспроизводящее оборудование.

Лично для себя я подобрал несколько моделей наушников, на которые и вам бы рекомендовал обратить внимание. Просматривал я модели двух фирм: фирмы AKG и фирмы Sennheiser. Каких-то объективных оснований для этого нет, просто нравится мне продукция именно этих фирм.

Говоря об AKG, я подобрал модель AKG А301 XTRA с чувствительностью 94 ДБ и сопротивлением 100 Ом стоимостью порядка 3000 рублей и модель K501 такой же чувствительности, но сопротивление немного больше – 120 Ом, стоят они 4700 рублей.

Наушники Sennheiser чуть более дорогие, но и показатели у них более серьезные. Например, Sennheiser HD280-13. Чувствительность у них 102 ДБ, сопротивление 300 Ом, стоят они 5500 рублей.

Sennheiser HD 280-13 Sennheiser HD280-13
  • Закрытые, динамические
  • Мониторные наушники
  • Импеданс 300 Ом
  • Чувствительность 102 дБ
  • Номинальная мощность 500 мВт
  • Частотная характеристика 8-25000 Гц
  • Штепсель вход 3.5/6.3
  • Шнур спиральный, от 1 до 3 м

Так что, господа басисты, если вы испытываете проблемы с наушниками или с колонками, обращайте внимание на чувствительность, сопротивление и параметры своего воспроизводящего оборудования.

Реставрация старой бас-гитары

Еще один вопрос, который я хотел бы сегодня затронуть – это мысли и рекомендации по поводу реставрации старых бас-гитар. Все тот же tsv1986 спрашивает: «Как определить, стоит ли вообще реставрировать гитару? Какие тут могут возникнуть нюансы, как выбрать звукосниматели и фурнитуру?».

Прежде всего, если вы – начинающий музыкант, то я не советовал бы вам начинать именно с реставрации, поскольку вы просто не имеете представления о том, какой звук у нормальной бас-гитары, у вас нет еще «уха», не знаете вы, что такое хорошо и что такое плохо. Сразу такая мега-рекомендация: не нужно реставрировать «Урал» – ничего путного у вас из этого не получится. Другой момент – если на грифе есть трещина, тоже лучше отложить эту гитару в сторону и не связываться с ней. Я не буду рассматривать здесь какой-то клинический случай, когда гитара вообще раздолбана, убита. Предположим, что на ней натянуты струны, как-то они держатся, и можно послушать как звучит дерево. Тут вам кроме себя положиться не на кого, нужно брать и слушать, как звучит бас-гитара. При этом лучше натянуть на нее новые струны, поскольку сейчас там возможно стоят убитые временем древние струны, которые сами по себе не звучат, и какое бы хорошее не было дерево, путного звука вы от гитары с такими струнами не добьетесь. Берете нормальные струны, устанавливаете их на гитару, которую вы хотите проапгрейдить, и слушаете, нравится ли вам, как звучит «чистая» гитара без электроники или не нравится. Если нравится – имеет смысл вкладываться в звукосниматели и фурнитуру. Если не нравится или чувствуете, допустим, что звук какой-то бедный или он очень быстро угасает, то, пожалуй, эту гитару тоже лучше не реставрировать.

Если дерево звучит нормально, можно поставить на гитару пассивные звукосниматели. Если дерево довольно посредственное, но гитару реставрировать очень хочется (ну нравится она вам!), то нужно ориентироваться на активную электронику и на активные звукосниматели, поскольку нормальные активные звукосниматели могут вытянуть довольно среднее по качеству дерево. Про звукосниматели говорить сейчас не буду, поскольку не вижу смысла – есть отличный подкаст про звукосниматели, это уже знакомый моим слушателям GuitArt-подкаст, номер 3 от 3 мая 2009 года, я приведу ссылку на этот подкаст. В нем ребята довольно детально рассмотрели все фирмы, которые сегодня присутствуют на рынке, хотя они и рассматривали именно гитарные звукосниматели, но приведенная там информация вполне экстраполируется и на наш с вами басовый инструмент.

Сколько звукоснимателей ставить: один или два? Здесь я рекомендовал бы вам ориентироваться на какой-то серийный инструмент или вообще посмотреть, что на этой гитаре стояло до этого – если два звукоснимателя, то возможно имеет смысл тоже поставить два, а если один, то это уже дело вкуса.

Дело вкуса также и фурнитура. Главное, чтобы она подходила по размерам, чтобы она вам нравилась, а уж какие-то рекомендации по моделям, по производителям я вам дать затрудняюсь. Тоже рекомендовал бы ставить что-то похожее на то, что уже стояло на гитаре.

Лично у меня есть такая гитарка, называется она Jolana D-Bass, которую я очень хотел бы отреставрировать, и прежде всего я буду менять на ней колки и буду менять на ней звукосниматели. Поставлю я, наверное, звукосниматели фирмы DiMarzio – присмотрел тут несколько моделей для себя, а колки и фурнитуру – просто пойду в магазин и возьму то, что попадется под руку, то, что понравится, особо не заморачиваясь по этому поводу.

Коротко о Guitar PRO

Радостная новость! Недавно вышел Guitar PRO версии 6. Можно скачать на официальном сайте демку и побаловаться несколько дней. Если вы не знаете, Guitar PRO – это наше все (мое все, это уж точно!), программа, которая позволяет забивать табулатуры в компьютер, то есть позволяет набирать музыку, даже если вы не знаете нот. Лично я использую Guitar PRO как для тренировок, как для самообучения, так и для подготовки нового материала. Когда мы собираемся, репетируем и появляется какой-то новый материал, мы его потом в любом случае переносим в Guitar PRO, чтобы он у нас сохранился на длительное время. Всякое бывает – забываются мелодии, забываются какие-то переходы. Кроме того, если кто-то из участников группы выпадает из репетиционного графика, мы всегда можем взять с собой компьютер с Guitar PRO, включить недостающую дорожку и играть, собственно, без недостающего участника группы. Тоже очень удобно, несколько раз у нас именно так и происходило.

Guitar PRO 6 вышла буквально на прошлой неделе. Просят за нее около $60 или чуть меньше. По-моему, для такой полезной и отличной программы это вообще не цена, я бы ее купил, не задумываясь, если бы у меня был нормальный PayPal. Но пока его нет, я буду искать какие-либо обходные пути, как бы заплатить за эту программу.

В заключение...

Хочу напоследок осветить еще один вопрос от слушателя под именем Expert. Спрашивает он меня: «Не знаю, чем заняться, за что взяться... Люблю всякие направления музыки, играю трэш. Как определиться и вывести что-то на передний план?»

Вопрос сложный. Я не пастырь, я не духовный наставник, и вообще по-моему это все очень индивидуально и давать тут какие-то советы бессмысленно.

Касательно второй части вопроса, с чего лучше начать изучение техники, нотной грамоты и прочего. Живет слушатель в деревне, рядом нет преподавателей: «Выезжать – никак, второй год пошел, а я играю как прежде...» Здесь одна рекомендация – регулярная практика. Неважно, будете ли вы изучать какую-то видеошколу, неважно, будете ли вы осваивать книжку или какой-то интерактивный курс (кстати, очень неплохой интерактивный курс есть у фирмы Akella, недавно я его купил и посмотрел, он начальный и очень подходит для начинающих музыкантов) – это все второстепенно. Главное – упорство и постоянные занятия. Нужно постоянно заниматься, нужно постоянно и регулярно играть, выделяя своему увлечению довольно большое количество времени. Если вы будете этим заниматься, то и результат не заставит себя долго ждать. Такая у меня позиция по этому вопросу.

Александр Ледков © 2010


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100