BassDays 23 - Тимур Айбетов
Растекстовка подкаста
Сегодня классное и полезное интервью с басистом ВИА "Волга-Волга" Тимуром Айбетовым. Тимур, помимо того, что играет на басу и концертирует, является мастером по ремонту и доводке гитар. Поэтому в интервью вы узнаете много интересного. Тимур разложил по полочкам плюсы датчиков, примочек, басов. Что и почему лучше, и кто же, все-таки, кого: Music Man или Fender?! Долго рассказывать не буду, устраивайтесь поудобнее и поехали.
Вадим: Где и когда ты родился, где учился?
Тимур: Казань. 85-ый год… Английская школа №122… Колледж был до третьего курса, потом с четвертого курса был КХТИ. То есть, первые три года учился в колледже, который дает хорошие знания, больше, чем в КХТИ, а потом уже в КХТИ. У нас недавно открыли специальность деревообработки...жаль что туда не попал…. Мне бы это сейчас пригодилось.
Вадим: Ты взял бас в руки в 11-ом классе. Почему именно бас?
Тимур: Вообще, сначала гитара была обычная. Все было, как у всех. Шесть струн, от отца досталась, ленинградская. Аккорды, «ДДТ». Вот я смотрю сейчас на ребят, которые изучают аккорд C, D, E... Все то же самое. А потом, в 99-ом году, я услышал альбом «Californication» Red Hot Chili Peppers, и мне стало интересно, что такое бас гитара. Я переделал эту ленинградскую гитару под бас. Одел на нее четыре толстые струны и стала она бас гитарой. Короткомензурной, маленькой, уродливой, но звучала, кстати, хорошо и до сих пор звучит. Строила. Лежит у меня где-то в мастерской на антресолях. Я переснимал весь альбом на этой бас гитаре. 2002-ом году накопил денег на корейский бас «Samick» и месяц не вылезал из дома. А дальше закрутило-понесло.
Вадим: Первый ансамбль?
Тимур: Трудно сказать. Первая репетиция с живыми людьми и игра в студии... Да названия бесполезно все эти говорить. Этих групп нет давным-давно. Попробовал в одной казанской группе, в которой не получилось, потому что никому ничего не надо было. Потом с ребятами из института собрали коллектив, играли там. Но кроме басовых партий, которые там заполняли всё, ничего больше не было. Как-то пытались репетировать, готовились к концертам. Сыграли два концерта, и все это кануло в лета. Все стали заниматься другими делами, только я остался в музыкальной теме. Потом была классная группа, называлась она "Отчаянный". Миша Турцев вокалист, Ильдар Закиров гитарист. Они до сих пор занимаются музыкой, только в разных сферах. Концерты давали, что-то записывали, я набирался опыта. Потом "Волга-Волга" просто позвонили, позвали, сказали: - "Нужен басист". Всё этапами. Какое-то количество лет живут вот такие музыканты в Казани, потом они куда-то уезжают, перестают заниматься музыкой(или нет). Проходит период вакуума, подрастает какое-то другое поколение которое в свою очередь слушает другую музыку, учится уже на другом. Ну и так далее. Кто-то приезжает, кто-то уезжает. В Волге я уже с 2005 года - 13 лет.
Вадим: Ансамбль "Волга-Волга" совмещает собственное творчество и исполнение каверов. Для меня "Волга-Волга", пожалуй, самая известная кавер-команда Российской Федерации. После Вечернего Урганта подтянулись еще и "Фрукты".
Тимур: Фрукты Урганта появились намного позже. То, что делала "Волга-Волга" - начиналось очень давно. Мне сложно об этом говорить. Я сейчас живу немного в другом измерении. Есть такое мнение, что "Волга-Волга" стала одним из прародителей стиля «каверения» в своем интересном ключе. Но сейчас много таких групп. Делают интересно. Например, наши хорошие товарищи «Мамульки Band» из Ярославля. Ну, а про каверы - иногда прикольно, а иногда это просто работа. Мне всегда нравилось заниматься своими песнями. В рамках этого стиля всегда пытался что-то интересное воткнуть, с точки зрения бас гитары, в общее творчество. Что-то получалось, что-то не получалось. Где-то это было интересно, где-то так себе. В музыке «ska» нет большого количества свободы. Это хорошо даже, наверное.
Вадим: Где «Волга-Волга» пишет треки?
Тимур: В Казани у нас есть своя репетиционная база - она же студия. Там очень хорошее оборудование, все замечательно, но барабаны и мы пишем на студии в Казани у Миши Манжелиевского. Лейбл у него называется «Mangee Records»Пожалуй, у него самый лучший звук в Казани. Туда большие очереди. Если будут какие-то вопросы - езжайте туда, там точно будет качественно. Может, не всегда быстро, но качество очень хорошее. И с ним работать приятно. А все остальное мы уже пишем на своей студии - вокалы, дудки, гитары. Сводит наш замечательный звукооператор, звукорежиссер, директор этой студии Саша Сухарев. Он научился и дошел до высокого уровня в плане сведения песен группы "Волга-Волга" и финальной подготовки альбомов. Мы все очень довольны.
Вадим: Кто пишет начальный черновик аранжировки?
Тимур: У нас нет такого, в отличие от многих групп, в которых есть отдельный человек, который пишет аранжировки, раздает партитуры, говорит: - «Ты играешь это и это». У нас такого нет. Может, в этом и есть такая хорошая фишка и успех группы "Волга-Волга". У нас нет такого Карабаса-Барабаса. У нас есть Антон, вокалист, который направляет мысли в нужное русло подкидывает интересные темы и идеи. Иногда мы немножко джемуем, может, трогаем какие-то интересные качи, пробуем так и сяк. Иногда есть готовое видение всего трека. Антон направляет, смотрит со стороны, слушает, участвует в общем процессе, и делает всё это более организованно. Если убрать эту точку контроля, все начнут, наверное, играть какой-то хэви-панк или чтото типа…. Ну, это тоже хорошо, это тоже нужно иногда.
Вадим: Замечена тенденция, я не имею ввиду вас, а говорю на основании своего опыта, что основной массе зрителей безразличен звук, он может быть далек от идеала. Главное - наличие какого-то угара, важна подача на сцене. Не замечал ли ты такое?
Тимур: Давным-давно, я очень парился над тем, как звучит инструмент, перепокупал огромное количество бас-гитар, включая известные топовые фирмы, возил с собой педалборды. Когда-то это было мне важно. Сейчас есть обычный аппарат, есть обычный шнур, есть самодельный бас, который всё мне заменяет. Больше ничего не надо – включил и в путь. Всё как-то встало на свои места. У нас немножко поменялся состав... Да нет,пожалуй у нас полностью поменялся состав с 2005 года. Из музыкантов тех времен остался только Антон и я. Со временем всё стало на свои места, улучшилось уплотнилось звучание, всё качает, все звучит, играть одно удовольствие.
Вадим: А новые ребята из "Волга-Волга" - они из Казани все?
Тимур: Да, они, практически, все из Казани. Кто-то родом из Казани, кто-то приехавший и ассимилировавшийся. Последнее время интересный такой момент по поводу разговоров "бас-гитара, звучание инструментов"... Инструмент должен быть какого-то определенного уровня: чтобы его хватало, чтобы он читался, качал, чтобы публика под него танцевала, чтобы публике нравилось, чтобы мне самому нравилось. Всё. Еще один момент, который хочу рассказать вне вопроса, и, который мне самому стал интересным: наш гитарист Сергей приболел( уже скоро вернется в строй), и мне пришлось встать за микрофон. Я открыл для себя новый инструмент-голос, хоть и не умел петь. Но постепенно, со временем стал попадать в ноты. Я всю жизнь мечтал петь, мне нравились бэк-вокальные партии. Так я открыл для себя музыку с другой стороны. И, к тому же, в последних студийных работах, я в некоторых местах взялся за гитару: прописываю бас, потом прописываю гитару и корректирую общую картинку Пока, это еще начальные шаги, начальный этап, но всё это очень интересно - слышишь свои партии, меняешь их, чистишь.
Вадим: Антон как-то упоминал – «Мы никуда не уезжаем, мы живем в Казани, думали о переезде в Москву, но полезнее нам оставаться в Казани, а свои песни мы можем продвигать и здесь». Участвовал ли в обсуждении покорения столицы ты, и изменил ли свое мнение в последнее время?
Тимур: Знаешь, мы давно для себя четко уяснили, что жить лучше в родном городе, родная земля силы дает. А гастроли по России никто не отменял. Чтобы кататься по всей России и выступать на разных площадках, вовсе не надо жить в Москве. Москва, это мое личное мнение, очень много энергии и сил сосет. Мне хорошо дома. У всех семьи есть, все занимаются какими-то параллельными делами. У меня гитарная мастерская, трубач у нас в армии дудит, второй трубач в консерватории, и т.д. Антон еще праздниками занимается Эвент агенство.
Вадим: Тур, как я понимаю, построен таким образом, что в будние дни вы дома, а на выходные выезды и вылеты устраиваете?
Тимур: Да-да. Выезды и вылеты чаще всего в выходные. Иногда бывает, нас неделю может не быть дома. Некоторые части туров устроены таким образом, что нас не бывает в Казани неделю или десять дней, но это бывает очень редко. В основном, это два-три, максимум 5 дней. Так как-то проще и легче.
Вадим: Ты женат?
Тимур: У меня есть девушка, но пока я не женат.
Вадим: Не подсиживали ли тебя в "Волге-Волге"?
Тимур: У нас были в коллективе такие моменты, как защита диплома одного из участников,свадьбы, или еще что-то подобное. Мы договаривались с другим музыкантом для замены на один-два концерта. А так состав у нас плотный, постоянный.
Вадим: Самое необычное и интересное место, где пришлось играть коллективом?
Тимур: Сложно ответить на этот вопрос. Было одно необычное место, где нас однажды расселили на отдых перед концертом в Москве. Мы поняли, куда попали, когда вошли, раскидали вещи и огляделись. За стеной в соседней комнате были два мужских стона. Все стенки были в соответствующей атрибутике. Ну а нас - семь мужиков, заходим с инструментами, с вещами, на нас вахтерша так еще косилась, я сразу не мог понять почему… А сцена, концерты , честно говоря, уже каша в голове. Нам в Сочи хорошо, у моря хорошо в горах и у воды.
Вадим: Видел тебя с Антоном Кудряшовым, который сейчас в "Мураками
Тимур: О, это был мой любимый проект. Тогда он назывался "Тамагочи", а сейчас он называется «42», не знаю почему. Отыграли мы там года два. Сочиняли, записывали треки, мне очень нравилось. Но понимаете, в России есть такая проблема: если ты играешь музыку, которая тебе нравится стилистически, не всегда это пользуется популярностью у широкой публики. Это, в основном, всё будет андеграундом. Даже если ты суперквалифицированный музыкант и играешь музыку у какой-то звезды, ты все равно играешь музыку этой звезды. Есть, конечно, уникумы, которые самостоятельно собирают полные залы только своим творчеством.
Вадим: Посмеялся над цитатой у тебя на стене: «Влад Шишкин – «Быть звездой татарской эстрады - то же самое, что выЁ…ся перед своей бабушкой».
Тимур: Влад Шишкин - очень классный товарищ, мы с ним работали в музыкальном магазине. Он удивительно талантливый такой мощный генератор идей, песен, настроения, мыслей...
Вадим: Находясь «в центре Татарстана», имел ли ты отношение к татарской попсе?
Тимур: Нет, отношения к попсе у нас никакого не было. Было дело, что когда-то пытался совмещать работу в "Волга-Волга" с работой в других коллективах. «Тамагочи», пожалуй, последняя такая успешная попытка, после которой остались интересные темы и треки. А потом моя гитарная мастерская развернулась, и места на всё остальное не стало - только «Волга-Волга» и мастерская. Сейчас я уже на грани в вопросе времени.
Вадим: Кстати, с твоим именем всплывают такие названия, как Тимур Перцев, Диля Даль...
Тимур: Да-да, было время... Был период с 2005-го, когда халтурил на студии. У Дили Даль был интересный материал, попсовый такой, но что-то там удавалось раскачать, были там интересные треки.У Миши Манжелевского, периодически, пишем чужой материал, но сейчас это на последнем месте, а раньше это было наравне с остальными видами деятельности, в институте особенно.
Вадим: Ты мастер по починке и реставрации. Бас «Hondo» Антона Давидянца - что там за история была?
Тимур: У него было много басов, которые я делал. В смысле, реставрировал. Я не изготавливаю гитары пока, потому что делать полуфабрикат не хочется. Рано или поздно, будет нужный уровень, не хочу прогнозы давать. Там полно было инструментов, «Hondо», по-моему, какой-то японский старый бас, анкер мы ему меняли, много там работы было. Все эти японские старые инструменты имеют, как правило, перечень стандартных работ, необходимых к исполнению: замена ладов, доведение накладки... Почему ко мне много народа обращается - я любитель супернизкого экшена. У меня была гитара «Modulus», у басиста Меладзе фодеру пользовал... Это позволило мне понять, каким должен быть идеальный экшен инструмента. Я всегда стараюсь доводить инструменты до супернизкого экшена, иногда это не нужно человеку, но это мое предпочтение - доводить накладку до максимально играбельного состояния. И с этим связано большое количество работы. Компаунд-радиус, мульти-радиус, линейный компаунд-радиус, нелинейный компаунд-радиус - всем этим занимаюсь.
Вадим: Тимур, а как ухаживать за басом, посоветуй нам.
Тимур: Смотря, какой бас. Если это карбоновый бас, им можно в футбол играть, или хоккей. Любые деревянные музыкальные инструменты не любят резких перепадов температуры. Вообще, вопрос простой, и в то же время, не очень. Инструмент, прежде всего, должен быть в одних руках. Нельзя свои гитары никому давать, инструмент «обижается». Даже лучший друг может испортить вашу гитару, и вы из-за этого поссоритесь. Поэтому, гитара, любая, должна всегда быть в одних руках. Есть один важный момент ухода за басом. Все «фэндероиды» страдают одним общим косяком - прогиб грифа в районе пятнадцатого лада, так называемый, «подъем пятки» с годами. Часто это происходит из-за того, что за инструментом не следили, даже не настраивали анкер. Анкер односторонний внутри грифа, как в большинстве классических джаз-басов, есть компрессионный. Если его полностью расслабить, появится вероятность того, что гриф изогнется с 12-го по 15-ый лад. Если вы следите за этим, если вы его подкручиваете периодически, делаете экшен пониже, рычаг приложения сил от натянутых струн меньше, тогда ниже вероятность того, что с годами «поднимется пятка». То, что мне приходится чаще всего делать с классическими джаз-басами - это снимать лады и делать компаунт-радиус: от 7,25 до 12 дюймов. Это позволяет струны положить ниже и играть чище.
Вадим: Шнуров держал, как раз, тот бас, который ты себе сделал?
Тимур: Да-да, я не занимаюсь изготовлением инструментов на заказ кому-то. Рано или поздно, к этому приду. Есть несколько пробных инструментов. Тот бас давно уже сделал, по технологии «Sadowsky». Я фанатею от этого бренда, от звучания их инструментов, от подхода к изготовлению. Стандартные бас-гитары «Sadowsky» с накладкой 12 дюймов, это чуть-чуть более плоско, чем у «Music Man Stingray». Относительно «Fender» еще площе. У современных джаз-басов 9,5. У винтажных 7,25. У «Music Man» плоский, 11 дюймов, а у «Sadowsky» 12. Большинство китайцев 15 дюймов. Так что 12 дюймов, это, как компромисс. А тот самодельный бас с очень низкими струнами на грифе, компаунд-радиусом, ясеневый корпус с пустотами и кленовым топом. 25 лет сохло дерево. Заготовку мне подарил мой хороший товарищ Бас гитарист Ля примавера Василий Шипов, сделай, говорит, когда время будет. Ну, я и сделал потом продал все свои «Fender American Deluxe», «Modulus», «Маркусы Миллеры» «Music man». В руке он удобно лежит, сделан под мою руку - удобный, тоненький, плоский. У меня, собственно, две бас-гитары - есть еще «Fender» детский, вроде 3/4. Он помещается в электрогитарный чехол, с ним пускают в самолет, поэтому, На вид, странная гитара, но звучит, играть можно. Например "безголовые" гитары я не очень люблю, чисто эстетически, хотя бывают очень классно-звучащие.
Вадим: Кстати про самолеты: полторы недели назад расширили ограничение по длине - 135 см. Дает это что-то вообще?
Тимур: Пока не знаю, завтра столкнусь. Завтра, как раз, полетим. Тогда точно скажу, что там и как. У нас в России, с момента оглашения закона и до его вступления в силу, проходит какое-то время... Никогда не летайте авиакомпанией «Победа» - натерпелись от них, жесть просто!
Вадим: Как обычно проходишь контроль? Прячешь бас, чтобы проникнуть в салон?
Тимур: Было много раз и такое. Сначала длинный бас возил с собой... Теперь короткий, всячески прячу его, куртку зимнюю на него накидываю. Даже маленькую гитарку «Stratocaster» детского формата, и то приходится как-то закрывать. Все жестче и жестче гайки завинчивают. Для переездов у Антона Давидянца например есть небольшой карбоновый бас, короткий такой, угловатый, «Хонер», кажется. Мы его чистили и перебирали. Он старый и изношенный был. Звук у него только «не живой». Звучит, на слух, неплохо - ноты чистые, а на записи звук пустой. Не хочется на нем играть. Вот «Modulus», на мой взгляд, самые лучшие бас-гитары с карбоновым грифом. «Status» еще хорошие, но у них более пластиковый звук. Вообще-то, они все, примерно, одинаково звучат. Сейчас самые лучшие и надежные инструменты для дорожных музыкантов - это гитары с грифом из«Rosted maple» (жженый клен) с упрочненным грифом, либо карбоновыми, либо титановыми вставками, и двухсторонним анкером. Такая стабильная конфигурация жить будет у вас очень долго. Такую гитарку сломать в багаже намного сложнее. А сейчас в самолет сажусь только с «детским» «Fender» 3/4. Они очень редкие, один раз в жизни видел его.
Вадим: Какой бас посоветуешь нашим слушателям в дешевом и среднем ценовом диапазоне?
Тимур: Я бы определил три ценовых диапазона: ноль, середина и начало хорошего. С самого низкого диапазона - лучше покупать «бэушные», всегда. Не надо смотреть на красивую блестящую магазинную полировку! Лучше покупать гитары у продавцов, которые привозят их из Японии. В Москве есть мастерские, в которых инструменты доводят и продают потом. Они не продают сломанную ерунду, гитарные мастера дорожат своим именем, доводят инструменты до хорошего состояния, и продают за небольшие деньги. Гарантировано, будет ровный гриф, нормальное звучание, хорошо распаянная электроника... Вложенные в инструмент деньги не будут переплаченными, и всегда их можно будет потом вернуть. Первая ценовая категория – это, примерно, 10-15 тысяч. Надо смотреть на звук, техническое состояние и надежность инструмента. Вот корейская фирма «Самик» - очень клёвые басы. Правда, уже не существующая фирма, надо искать «бэушные» басы. «Ibanez» достаточно неплохие басы, дешевые, 10-15 тысяч, даже дешевле можно найти. Но любой инструмент надо смотреть. Очень хорошая фирма, правда, она сейчас подорожала – «SX». Это тоже Китай, но у меня, например, есть «Stratocaster SX». Я купил себе эту гитару, перешлифовал накладку гриф, всю фурнитуру полностью поменял. Там дека из болотного ясеня. «SX» можно найти джаз-бас из болотного ясеня за 15-20 тысяч. Всё сделано достаточно ровненько и аккуратненько. Потом следующая ценовая категория - 25-30 тысяч. Тоже не идите в магазин. Ищите у мастеров японские, доведенные инструменты в ближайшем городе. Пройдитесь по знакомым музыкантам или мастерам. Это старые гитары «Ibanez»,»Bacchus» «Tokai». Последний - это вообще полнейшая копия «Fender». «Cool Z» тоже хорошая копия «Fender». Сейчас есть дешевый «Bacchus». Китайские, но очень хорошие инструменты, сам их доделывал много раз, продавал в большом количестве, очень доволен. Годы проходят, люди играют, и ничего с ними не случается. Есть «Bacchus» китайский - 18-25 тысяч стоит, есть «Bacchus» японский - от 35-40 тысяч и выше. В китайских анкер двухсторонний, в японских он компрессионный. Гитара с компрессионным анкером всегда будет лучше звучать: меньше железа в грифе, анкер натягивает сжимает гриф и он начинает работать звучать. Садовский делает компрессионный анкер до сих пор, и только вместе с графитовым упрочнением. И следующая ценовая категория - USA, все фэндероиды, джаз-басы. Очень я доволен джаз-басом «Fender American Deluxe» 2010 года. У меня был четырехструнный. И сейчас еще вышла серия «American Elite», там все - и компаунд-радиус на первом ладу 9,5 дюймов, на последнем ладу 14 дюймов, плоский, такой переменный радиус по грифу, там и ясень болотный. Очень я доволен их звуком. И очень удобный гриф. В профиль, ближе к дэке, становится U-образный, очень плоский. В этой ценовой категории от 80 до 150 тысяч очень большой выбор. Я думаю, что человек, у которого есть 80-150 тысяч, уже знает, на что их потратить. Я сейчас опять «слюни пускаю» на «Modulus». За те 50 тысяч, что я его продал когда-то, сейчас его уже нигде не найдешь. Такие вот «хотелки». «Fodera» - очень классный, очень хороший, сделан с высочайшим уровнем. По отзывам многих, в миксе лучше джаз-баса нет. Сейчас много частных контор, мастерских, которые делают классные инструменты. И в России, и за рубежом
Понимаете, все идет волнами. Вот посмотрит народ какую-то группу, например, «Limp Bizkit». Сэм Риверс играл когда-то на «Ibanez» пятиструнном. Потом был Филди из «Korn». Все решили, что «Ibanez» - лучшая бас-гитара, все стали покупать их. Это классные гитары, у них очень ровные грифы, они сделаны с высокой культурой. Был у меня пятиструнный «Ibanez» - не было у него звука. Может, мне неудачная модель попалась?! Хотя, слышал несколько таких бас-гитар, которые звучат. Но, все равно, какой-то он странный, какой-то своеобразный. Потом все понапокупали «Modulus Flea». Он странный, у него нет низа, нижняя только середина. У него клацанье, брязганье. Но играть на нем кайфово. У Максима Покровского есть такой бас. Я с ним пару месяцев назад виделся в Казани. Говорит любимый бас и хранится только дома.
Вадим: У меня недавно дилемма была – «Fender» или «Music Man». Долго "мотылялся" между ними...
Тимур: Я сейчас вам все по полочкам разложу. Был и «Music Man» у меня «Stingray» четверка, пятерку я брал на запись, пользовался. И «Fender». Это такое странное противопоставление – «Gibson» или «Fender»? Это или то? Ну, «Fender», конечно! И то же самое – «Music Man» или джаз-бас? Это две гитары для разной музыки. На джаз-басе можно играть, в принципе, все. На «Music Man» нет таких акцентов, детальности звука, как на джаз-басе. «Music Man» не быстрый бас, у него реализация атаки не быстрая. Он напористый, «жирный», у него частота диапазона широкая, звук яркий. Но ввиду расположения датчика, ввиду самого типа датчика, у него хлесткая атака,жирная нижняя середина всё «пинает»,и «стеклит» очень яркий инструмент. Но он «бьет» в живот, в солнечное сплетение. А джаз-бас «бьет» куда-то под зад и накрывает макушку одновременно. Артикуляция на джаз-басу всегда будет четче и ровнее особенно на бриджевом датчике. Как пример – это «Deluxe» современный (не путать с мексиканским «Deluxe»!). Лучше купить «American Standard» и со временем его прокачать. Из датчиков, из звукоснимателей, на мой взгляд, сейчас самый «ништяк» - «Aguilar». Недавно их начали делать. В основном, раньше агиляр делали преампы OBP1-2-3. Вот это, наверное, самое лучшее.Когдато все играли на «Bartolini», хотя сам я никогда не любил их. Датчики «Bartolini» «мылят». И они перекомпрессируют верх, никуда от этой компрессии не денешься. Хотя Роджер Садовски первый бас Маркуса Миллера, (тот известный с вырезом), как раз кастомизировал именно преампом «Bartolini». Но это джаз-бас, тем более, 70-й. Все недостатки этого преампа перекрываются звучанием самого инструмента. Потом, позже, Садовски свой преамп разработал на основе «Bartolini» на FET-транзисторах. На данный момент на мой взгляд лучшие, все-таки, «Aguilar». И по цене, и по звучанию. Они дают фундамент классный! На «Music Man» звукосниматели агиляр очень шикарно звучат. Снимают «волчки» на верхних нотах. Это проблема датчиков всех современных «Music Man». Либо ты датчик кладешь очень далеко от струн, и у тебя пропадает панч, но «волчки» все уходят, либо ты возвращаешь панч, приближая датчик к струнам, но после двенадцатого лада, особенно на тонких струнах, каждая нота начинает давать призвуки - в одной ноте звучит несколько. Кто-то это называет «волчки», кто-то «трели» - много вариантов. Ставишь датчик «Aguilar» и все нормально. До этого были неплохие датчики «Basslines» и «Seymour Duncan». Кстати, это два разных датчика, для меня самого это было открытием.
Вадим: А сейчас у тебя на басу какие датчики стоят?
Тимур: На самодельном «Fender» «Custom Shop 60». А преамп, мне товарищ спаял серебром, по схеме «Music Man Stingray» 76-го года. Все это я организовал так: с фасада у меня три классических басовых ручки - громкость, громкость и тон. Ручка тона пуш-пулл. Выдергиваю пуш-пулл наверх - у меня преамп отключается, нажимаю - он включается. И эта ручка тона работает срезанием верхов в обоих положениях. Я могу в активном режиме верх подрезать, либо в пассивном у меня остается классический джаз-басовый звук. Кстати, записывать мне больше всего нравится пассивный джаз-бас. Никаких преампов, просто пассив включаешь. Сколько лет мы колдовали, , пришли к выводу - хорошие датчики, пассивный режим и все. Ну, максимум - рэковый компрессор. Звук лежит хорошо в миксе, все читается, лязга меньше, гула нет, все как надо.
Вадим: А сейчас из обработок что-то используется на сцене?
Тимур: Нет, возить лень. Я долгое время возил четыре любимые примочки. Самый лучший компрессор из тех, что я перепробовал – «EBS MultiComp». Есть примочки бутиковые, там уже такие нюансы звучания люди ловят,также исправляют нюансы звучания в уже существующих серийных примочках, делают звучание еще круче. Компрессор «EBS MultiComp». Ничего другого не смотрите, ничего другого не покупайте. На мой взгляд – это лучшее. Мне, кстати, Антон Давидянц помог его купить по каким-то там скидкам. Очень я рад, очень доволен.
Вадим: Я вот выбирал, думал – «MarkBass», «MXR»...
Тимур: «MarkBass» тоже хороший, «MarkBass» - интересный усилитель, чистый, читаемый. Не портит звук, ничего не ворует, оставляет плотность, оставляет давление. Еще про октаверы: пример «MXR Octave Deluxe» - Маркус Миллер его использует, не часто, но использует. Октаверов кучу перепробовал, кучу переслушал. Все они имеют какие-то проблемы. Какие-то больше «глючат», какие-то треки хуже ловят, у каких-то просто со звучанием проблемы в миксе они просто кашу дают. «Boss» пробовал, старый японский, тоже не то. “Энвелоп фильтр еще «MXR 82», там куча ручек можно добиться любого звука, много чего регулировать: время раскрытия, чувствительность, глубину, частоту раскрытия. Одно время басовый эквалайзер «Boss» у меня был,им я исправлял огрехи звукорежиссера и аппарата ,проблемы датчиков исправлял, когда были у меня еще старые «дурацкие» датчики. Любимая примочка - квакушка для электро гитары - это «VH7 Ibanez», она не режет низ.
Вадим: Тимур, а вот есть октавер «POG-2», у него есть несколько «крутилок», как он тебе?
Тимур: Там есть регулировка 1-2 октавы вверх и вниз. Вообще-то, он мне понравился, но этот вариант "отмёл" изза размеров и цены. В педалборде много места занимает
Вадим: Какие струны используешь?
Тимур: О, только «Elixir»! Как с 2004 года поставил первый раз на свой первый бас «Elixir», так им и не изменяю. Тогда они стоили около 600 рублей. Рекомендую кооперироваться с друзьями и покупать коробку струн, они обойдутся около 1800 рублей. А в розницу стоят примерно 2300-2500 рублей. Не важно, какие струны покупать, кооперироваться с другими музыкантами всегда выгоднее. Многие фирмы делают скидку при заказе мелким оптом.
Вадим: Занимаетесь ли сейчас дома и в туре? Если да, то есть ли какая-то система?
Тимур: Всё меньше и меньше. Самое смешное, что занимаюсь прямо на сцене. Вот что интересно - чинишь гитару, доходишь до финишной обработки, сидишь ее проверяешь, особенно это бывает с "американцами" - и так все нравится, что не можешь руки оторвать. Играешь на этих инструментах и постепенно появляются какие-то наработки. Занимаюсь перед записью новых треков, которые еще не наиграны, бывает, сяду, поковыряюсь немного, проработаю некоторые моменты и переходы. Заниматься так, как это делают джазисты, часами, у меня просто нет времени. Я бы с удовольствием с утра до вечера занимался джазовыми гармониями... Но технически нет такой возможности - очень большая очередь по работе с гитарами. Всем всё надо делать, и делать на высшем уровне.
Вадим: Есть много музыкантов, которые занимаются только музыкой, не совмещают ее с другой работой. Нужно ли тебе совмещать?
Тимур: Я понял, это вопрос про то, сколько я зарабатываю в "Волга-Волга". У нас есть какие-то небольшие заработки в Казани. Часто делаем благотворительные концерты, на выезде что-то получаем. Поэтому у нас всё так, как у всех. Есть, конечно, миф, что «Волга-Волга» бешенные деньги зарабатывает но это не так. Мы музыканты, у нас всё так же, как у всех. Даже несколько меньше. Дело в том, что "ВВ" - это своего рода движение, мы много играем в поддержку детей, больных раком ,детских домов Это то, что надо делать!
Вадим: Как морально настраиваешься перед большой публикой?
Тимур: Да никак! Раньше волновался, а сейчас уже нет. Просто работа. Когда пришел новый гитарист Сергей, мы сидели новые темы сочиняли, было переживание, как их сыграю на сцене.Сейчас же работа такая же, как у станка. В мастерской - то же самое. Бывает много сложной работы, которую по второму и по третьему разу переделывать приходится особенно когда чинить гитару пытаются не специалисты. Тогда приходится по несколько дней продумывать, как лучше и качественнее сделать. Недавно «Gibson» принесли, у него части грифа не было. Я несколько недель вокруг него ходил и обдумывал, как сделать идеально: и серийник сохранить, и прочность обеспечить, и лак подобрать.
Вадим: Есть такой момент: иногда в архивах «Волги-Волги» видишь разных звезд у вас на разогреве...
Тимур: Это всё прикол. Какая Пугачева, какие «Руки Вверх» могут выступать у нас на разогреве!? Это так программа составлена.
Вадим: Есть видеозаписи, где выступают звезды, а народ кричит: – «Волгу-Волгу» давайте!». Или звезды не качают публику своими хитами, а выходите вы, и народ сразу в восторге.
Тимур: Надо сказать, что Антон, наш вокалист, он кроме того, что хороший менеджер и директор, еще и классный конферансье. Реально хорошо ведет любое мероприятие по любой тематике. «Мертвую» публику подымает танцевать.
Вадим: На чём не стоит обжигаться музыканту, и от какой ошибки ты бы посоветовал предостеречься? И пожелания нашим слушателям.
Тимур: У каждого свой путь. Я остерегаюсь давать какие-то советы. Все зависит от того, у кого какой подход к жизни. У меня так - любой опыт это опыт, любая неудача, которая случается, это опыт, который рано или поздно пригодится. Просто в данный момент ты не можешь понять, для чего у тебя в жизни это событие случилось. Со временем поймешь, может быть, эта неудача тебя предостерегла от еще большей неудачи.
Вадим: Пожалуй, это лучшее пожелание нашим слушателям. После интервью, кстати, побывал на концерте «Волга-Волга». В зале не было ни одного человека, который не пустился бы в пляс под этих «бомбических» ребят. А Тимур, кстати, играет очень классно, юрко, подвижно, и, конечно же, в тему. Спасибо, что слушали нас! С вами был Вадим Басов.