Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №46 - Про джаз, стальной бас и гитарные рифы

стальной бас

 

 

Скачать BassLifePodcast-046.mp3 [20.04 Mb] 27:50 мин

Подкаст на русском для музыкантов.

BassLife Podcast №46 –Про джаз, стальной бас и гитарные рифы

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка

Привет, друзья. С вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И вы слушаете 46 выпуск Bass Life Podcast.Снова в прямом эфире. Мы будем с вами говорить на различные околобасовые темы.

Alex:Собрались мы сегодня вдвоём. Со мной тут в виртуальной студии находится Вадим Басов. Вадим, привет!

В.Б.:Привет! Привет, Alex!

Alex:

Хотел Dark Sun тоже поучаствовать, но к сожалению, как-то его там китайцы зарубили. Он на своей работе сидит, не может вырваться. Поэтому сегодня мы вот в таком составе. Ну, состав тоже боевой. Надеюсь все, что запланировали, обсудить сможем.

В.Б.:Конечно, постараемся.

Alex:Да. У нас работает чат. Несколько человек уже нас слушают, как я вижу, в прямом эфире, даже отвечают. Тем подобралось у нас не так уж много, неделя довольно скупая на разные новости и события. Ну, тем не менее, что есть, то есть. Начать я предлагаю с такой небольшой статьи, которая называется «Пять советов по созданию крутых гитарных рифов». Ну почему гитарных? Ну, вот так вот гитарных. На самом деле весь материал, который будет представлен, он вполне для нас с вами тоже подходит. Ну и как раз вот по следам прошлого подкаста, когда у нас товарищ Слава рассказывал про структуры песен, про всякие филы, про всякие заполнения. Вот как раз эти советы могли бы пригодиться, если вы хотите как-то заполнить какую-то паузу, перейти с аккорда на аккорд куда-нибудь, то есть сыграть басовый…

В.Б.: Да, есть здесь над, чем подумать. Так начнем, да? С первого?

Alex:Да. Первый совет я, наверное, буду зачитывать то, что есть, а потом пообсуждаем стоит или не стоит. Написал эту статью некто Уилл Волнер (Will Walner). Это рок гитарист, не очень известный, судя по всему. И разместил он её на сайте GuitarWorld.com. Первый совет: Не используйте поуэр-аккорды (power chords). Ну, кто не знает, поуэр-аккорды – это такая штука, довольно распространенная в различной метал и рок музыке. Это когда вы играете основной и квинтовый тон, то есть две струны на гитаре зажимаете. И вот Уилл нам говорит, что часто у псевдогитаристов можно видеть такую картину, когда они ставят указательный и средний палец на, соответственно, две струны и потом всю песню, как зомби, туда-сюда вот эту свою клешню переставляют, получается у них песня, построенная на этих аккордах. Ну и, собственно, Уилл говорит, что он сам когда-то делал также, пока до него не дошло, что есть и другие ноты. Можно использовать не только квинты, но и кварты, но и терцы. И он советует использовать как раз третью и четвертую ступень гаммы при, скажем так, составлении, при обыгрывании аккордов. Мысль здравая.

В.Б.:Безусловно. Потому, что стали ребята на сцене и пошли у нас винтами, давай-давай играть одно и то же. Друг на друга похоже, звучание примерно одно и то же. Если ещё аппарат подводят, то это вообще ужас.

Alex:Ну, понять-то людей можно. Я сам помню, когда у меня только появилась ещё даже не бас, а просто гитара. Бывало, врубишься в усилитель, станешь в одну морду, зажмешь две ноты и как начнешь!

В.Б.:Да, да, да. Если ещё струну опустишь, шестую пониже. Drob D получается и все и пошел одним пальцем играть туда обратно.

Alex:Да, поуэр-аккорд он создает такое мощное звучание, но есть недостатки. Этот аккорд…

В.Б.:Банален.

Alex:Да. Если вы слушаете его первый раз в жизни, ну или второй, или третий, то это ещё интересно и круто. Если же у вас в каждой песне это проскакивает, то это уже не так круто. И судя по всему, Уилл вообще решил написать эту статью-то небольшую, именно поделиться советами, именно потому, что его достали такие псевдомузыканты, и такие группы, которые играют одно и то же, не желая как-то сильно развиваться.

В.Б.:Правильно. Кстати, он здравые идеи действительно приводит. Решение именно, как сделать, как украсить. Ту же самую терцу играем, ту же самую кварту. Почему бы нет?

Alex:Логичное решение. Используйте еще ноты! Давайте перейдем ко второму совету. Говорит нам Уилл: «Всегда пишите в контексте того, что играет вся ваша группа». Вот когда он придумывает новую партию, то всегда думает о том, как она будет звучать в контексте всей группы. Опять же возвращаюсь к поуэр-аккорду: если два гитариста запишут вот этот вот поуэр-аккорд, то он будет звучать мыльно и, как-то размыто. Но ещё бас гитарист, который тут добавит основную ноту, получится звук такой довольно тяжелый, массивный. Ну, не тяжелый в плане тяжести и сочности, а в плане на ухо будет давить. Получится грязный звук. И вот он рекомендует, что не нужно всем играть одно и то же. Можно на одной гитаре сыграть кварту, на другой попробовать терцу, то есть использовать возможности всего коллектива, а не играть всем одно и то же.

В.Б.:Конечно. Садиться это надо, наверное, разбирать каждую партию отдельно, пробовать, что-то. Потому, что один сыграл, второй утяжелил и третий ещё навесил, то же самое сыграл и всё. Получается, все играют одно и то же, и ещё каждый опаздывает, то один пораньше, другой попозже – все каша.

Alex:Да, да, да. Каша. Кстати, тут ещё зависит от того, как люди подходят к подготовке своего материала, как они пишут песни. Вот я не знаю, как у тебя в коллективе это происходит. Вот лично я могу своим опытом поделиться. У нас все равно все песни, ну даже если есть какие-то заготовки, которые мы на репетиции записываем, потом кидаем на диктофон и все равно, в конце концов, делается аранжировка GuitarPro. То есть все партии набираются и потом каждый садится и имеет возможность свою партию как-то подправить.

В.Б.:Ну, у меня, примерно, то же самое происходит. Единственное, последнее время сейчас уже не составляю себе партии. А, к примеру… вот недавно позвали играть блэк метал, вспомнить старые добрые времена. Там действительно разнообразный бас, интересненький и техничный. Решил я заодно и освоить медиатор, поиграть. Там тоже записано всё в GuitarPro’шки, наглядно все, интересно. Вот так как раз подход мне очень нравится. То, что, знаешь, партия ритм-гитара одна, соло, естественно, там по верхам чешет, тоже интересненько, бас добавляет отличное от ритм-гитара партии. Кстати, это к слову о третьем пункте совета.

Alex:Третий совет, третий секрет: басист не должен из себя строить ритм гитариста. Вот я на сто процентов согласен с этим и могу подписаться под каждым словом. Уилл пишет: «Мне не нравится, когда бас и ритм-гитара играет одно и то же. Если у вас есть и бас, и ритм-гитара, которая играет одно и то же, то зачем вам вообще бас? Зачем вам вообще гитара? Без второй ритм-гитары можно обойтись, а без баса ты куда, товарищ, пойдешь?»

В.Б.:Так если один будет одну партию, другой – вторую, хорошо, если это будет все продумано. Сверху ещё вокал, но не всегда это канает, к сожалению.

Alex:Даже Metallica, мне кажется, где-то в своих ранних речах грешила тем, что повторялись они, именно басовые и ритм партии…

В.Б.:Не думаю, что это плохо абсолютно, но, я имею в виду, иногда, конечно, надо отходить от партий ритм, обязательно нужно потому, что это и интересно, это и не особо умно, и иногда это украшает.

Alex:Ну, да. И следующий совет. Вот, честно говоря, я не знаю, как это на русский переводится: «Используйте Chord Shells». То есть, это какие-то аккорды с пропущенными нотами.

В.Б.:А, ну, видимо, когда не полностью зажимаешь, а просто, допустим…

Alex:По смыслу-то, да. То есть, если есть аккорд из четырех нот, а мы играем две, то это вот как раз Chord Shells. Но как по-русски этот термин называется я, честно говоря, не знаю. Здравая мысль, что когда гитара играет с перегрузом, если играть полностью весь аккорд, то есть зажимать его на всех струнах, то у нас получится в результате такая каша. На самом деле так и получается, если вы посмотрите ноты и партии каких-то хороших тяжелых групп, то видите, что гитаристы на самом деле обычно больше двух-трех нот за раз не берут и отсюда совет: «Не нужно играть, опять же, ненавистную ему квинту, то есть использовать вместо неё лучше кварту или терцу». Ещё мне очень понравился пример, который он приводит тут, говоря о том, что бас гитарист все равно будет играть открытую ноту. И, если мы даже основной тон не возьмем, то у нас все равно получится, в результате, когда вся партия сложится, все равно тот аккорд, который нам нужен.

В.Б.:Да. Все равно бас гитары гармонически ограничены именно в пределах песни. Нам обязательно нужно поддерживать вот эту вот канву. Ребята гитаристы пусть, конечно, отходят, немного варьируют как-то обыгрыши аккордов, а вот нам…

Alex:По пальцам просто давайте. Видел, что зажал шестую струну свою, подошел, дал по пальцам, нечего на чужую территорию забираться.

В.Б.: Да, да, да. Оставь мне.

Alex:Следующий совет. Опять термин английский. Я нашел в справочниках, переводится он, как «голосоведение». «Используйте голосоведение». Но, мне кажется, это че-то не то. Тут речь идет, о том, что можно одну и ту же ноту играть на разных частях грифа. И вот концепция его совета заключается в том, что переходить от одного аккорда к другому наиболее коротким путем. То есть не перегружать руку и делать как можно более близкий переход. И вот он утверждает, что в этом случае будут аккорды рифов получаться как-то более музыкальными. Мне кажется, тут как-то сомнительно очень и надумано звучит.

В.Б.:Может он склоняется к тому, что именно саунд, чтобы не отличался сильно, чтобы не скакали гитаристы либо басисты от позиции к позиции далеко? Чтобы, грубо говоря, сыграли рядышком, на одних и тех же струнах или наоборот, чтобы не слишком разнился саунд между позиционными аккордами?

Alex:Ну, а как же, когда тебе надо напряжение, скачок через полторы октавы, чтобы Ух! Тут слепо так нельзя, конечно, следовать. Позиционная игра она, конечно, экономит силы, когда вы тратите меньше энергии на то, чтобы переставлять свои пальчики со струны на струну и меньше двигаете рукой, но с другой стороны… Почему не использовать все доступные ноты? Подтяните технику, прыгайте через гриф, ничего тут сложного нет, пару сотен часов тренировки и все будет получаться.

В.Б.:Да. Тем более, если какой-то ход звучит так гораздо лучше, то обязательно тренируйте. Это будет оправдано.

Alex:Вот такие пять советов, по-моему, достаточно бестолковые они получились. Товарищ гитарист он просто излил желчь на поуэр-аккорды и так как бы пожурил начинающие команды. Лично я для себя тут ничего нового не открыл, а кому-то, может, будет интересно. Единственное, что, конечно, нужно понимать, когда вы делаете аранжировку и помнить, что вы не один существуете на музыкальном пространстве. У вас тут есть ещё пару коллег, которые что-то делают, а не просто ковыряются в носу.

В. Б. :Да, да. Эти советы, наверное, больше принесут пользы нашим партнерам по группе, если мы им покажем. Пусть делают выводы.

Alex: Просто ты знаешь, как я повелся на эту статью? Смотрю, какое классное название, прочитал первый абзац, думаю: «Да, классно там. Гитарист довольно такой матерый, дискографию свою какую-то там приводит. Сейчас поделится и мы тут соберемся с товарищами басистами и быстренько поймем, как нам это к своему инструменту приложить и использовать.» А оказалось, что тут, собственно…

В. Б. :Не разгуляться.

Alex:В общем, я немножко разочарован этими материалами, но…

В. Б. :Ну, да. Громковато он назвал, конечно, свою статью.

Alex: Да. Давай, наверное, дальше пойдем. Темы у нас ещё есть, слава богу. На сайте Noutrouble.com появился стальной бас. В прошлом подкасте мы говорили про бас гитару, изготовленную на 3D принтере. А тут появился такой бас, изготовленный матерым сантехником, я думаю. Сейчас я в чат даже дам картиночку, чтобы люди заценили это чудо. И мы тут для тех, кому наш чат не доступен, сейчас опишем о чем тут, собственно, идет речь.

В. Б. : Это детище какого-то работника МАРШСТРОЯ, я не знаю, Маршзавода какого-то. Просто…

Alex:Ну, вот. Картинка ушла. Собственно, что это за гитара? Взял товарищ человек-мастер трубу обычную, стальную полтора дюйма, накидал на неё ладов, прикрепил по кругу калки. И с боку сделал, такое ушастое приспособление в виде деки и у него получился бас. Это он его называет басом потому, что натянуты басовые струны и потому, что их целых четыре штуки. Человека зовут Станислав Потирало. Не знаю то ли он украинец, то ли белорус, то ли русский так шифруется. В общем, Станислав утверждает, что гитара звучит просто отменно, что это самый стабильный инструмент. Звучит он отлично потому, что звукосниматель тоже самодельный, специально для этой гитары мотался ?????? звукосниматель. Звучит, да. Звучит интересно, но звучит, по-моему, никак. Вот на той видюшке такой волосатый престарелый мужичок играет на этой штуке, и звук, мягко говоря, не фонтан звук. Он, конечно, такой своеобразненький, но, мне кажется, эта гитара больше имеет отношение к дизайну или к оружию самозащиты.

В. Б. : Да, да, да. Я так и представил. Знаешь, просто иду по какому-нибудь своему гоп району местному с такой гитарой за спиной, так пожалуйста…

Alex:Знаешь ещё, что поразило? То, что гриф, как Станислав говорит: «Основное преимущество моей бас гитары это то, что у неё очень удобный гриф, который эргономично лежит в ладони.» Да ни фига он не эргономично лежит! У вас труба в руке, большим пальцем непонятно куда упираться, вы не видите четвертую струну, то есть самую тонкую. Я все время путаю, это какая струна?

В. Б. :Первая, первая.

Alex: Первую струну вы не видите, но зато у вас в руках такая стальная труба. И ещё вот такой интересный момент: он говорит, что недостаток этой как раз бас гитары в том, что если вы матерый метал или рок музыкант, вы не сможете её расколошматить об сцену.

В.Б:Сцена, скорее всего, упадет!

Alex:Да. Все получится, а вот гитара не сломается.

В.Б:Я знаешь, Алекс, сейчас щупаю ножку табуретки своей, на которой я сижу. Просто ради интереса - на сколько будет удобно. Я вот что-то до этого не догадался пощупать…

Alex: Неудобно, неудобно! Видео смотришь, как там этот старичок играет на этой гитаре – у него большой палец мотается свободно. Ну что это такое? Не зажать нормально, ни контроля никакого.

В.Б: И смотри, у него правая рука просто в воздухе висит. Ну, либо он просто ее на гриф-трубу ставит и играет дальше. Тоже наверно не слишком хорошо.

Alex: Да, тут никакой подставочки нет. А что? На весу многие играют. Я на весу иногда играю – когда нужно быстренько туда-сюда прыгать.

В.Б: Он об этом не думал. Главное – удобная и крепкая для него.

Alex: У парня была труба в загашнике и четыре струны. Больше всего мне в этой гитаре понравилась система крепления струн. Она так классно смотрится, как барабан револьвера. Где у этой штуки звукосниматель я так и не понял.

В.Б: Видимо после мензуры, так называемой.

Alex: Да, похоже он насверлил дырок и туда цилиндрические магниты вставил. Но как он это все собирал - я вообще не представляю. Но выглядит забавно. Обязательно посмотрите. Если у вас появится возможность собрать что-нибудь подобное – соберите и поделитесь своими впечатлениями.

В.Б: И дайте пощупать. Просто интересно как оно будет.

Alex: Тема скорее из разряда курьезов у нас. Давайте к чему-нибудь более серьезному. На форуме у нас разгорелась очень интересная тема, которая касается джаза. Мы ее сейчас сильно не будем обсасывать. Ты к джазу как относишься? Положительно, отрицательно? Играешь – не играешь?

В.Б: Абсолютно положительно. Сейчас учусь его играть. Потому что вряд ли можно сказать, что умеешь играть, когда за плечами опыт достаточно небольшой. У меня опыт лет пять из которых я играю все это где-то год. Играем сейчас ланж параллельно с ребятами. Грубо говоря, приджазованая музыка, в которой я и вставляю какие-то шаговые шафл ритмы. Пытаюсь играть, по крайней мере.

Alex: jblover на нашем форуме в такой же ситуации похоже находится. Стал тут у народа расспрашивать про джазовые ноты. И тут выяснился такой интересный момент…

Лично я сам от джаза далек, прежде всего, потому что я его не понимаю. Хоть убейте – не понимаю я джаз музыку. Нет в ней того, что мне нравится. Нет в ней энергии, ярости, напора. Все-таки джаз – это что-то элитарное, под что можно посидеть подумать, посидеть поесть. Но никак не то, что мне нравится, о чем я сейчас говорил. Поэтому к джазу я очень долгое время вообще никакого отношения не имел и даже не присматривался. А те вещи которые я изредка слушал, вызывали у меня скорее недоумение, чем какой-то восторг или трепет. И на самом деле я не одинок в своем таком поведении. Мне кажется большинство обывателей или людей-меломанов – людей, которые регулярно и по многу слушают музыку - их как раз джаз волнует не очень сильно.

В.Б: Да, конечно, музыка больше на любителя. Больше интересно ее не слушать, а играть. Просто собраться компанией хорошей, посидеть, поиграть, размусолить эти темы минут на 20-30… Всю репу просидеть за одним стандартом - пару десятков аккордов и просто мусолить, обыгрывать. Это забавно, интересно.

Alex:Интересно. Мне кажется, популярность у джаза с одной стороны: музыка негров, у которых свое представление о прекрасном; а с другой стороны: эту музыку продвигают музыканты, которым интересно ее играть.

Оказалось, что ты не имеешь возможности просто взять какую-то партию и сыграть ее один в один как до тебя три поколения музыкантов играло. Как раз на форуме такая тема поднята была, что парень искал ноты для какого-то джазового произведения… вообще для джазовых произведений. И тут выяснилось, что нет нот! Мало кто делает. Есть какая-то основная тема, есть гамма и вот! Парень, бери и импровизируй. Правила игры ты знаешь, музыкальная теория тебе известна… Бас тебе в руки и давай вперед пошел! К музыке как музыке это имеет отношение, если бас оказался в руках у гения на самом деле! Больше это имеет отношение к музыкальному фану. Ты берешь инструмент, и ты получаешь удовольствие от общения со своими коллегами. То есть, это именно общение. Джаз – это не что-то что сбивает стены, что тонкие струнки души заставляет трепетать. А это то, что доставляет удовольствие музыканту. С одной стороны. С другой стороны практика показывает, что настоящие матерые музыканты прошли школу джаза.

В.Б: Многие, да, с него и начинали. И учились на нем, понимали всю гармонию.

Alex: Взять того же Грановского – многими любимого и почитаемого. Взять, например, бас гитариста, который сейчас в «Черном Обелиске» играет. Забыл…Даниил… Ну вообщем, Даниил, извините пожалуйста, я вашу фамилию забыл. Обязательно посмотрю и выучу как «Отче наш». Вообщем, многие хорошие бас гитаристы вышли из джаза и это хорошая школа.

В.Б: Да, безусловно. И технически интересно тоже.

Alex: Но тут возникает проблема: чтобы играть такую музыку нужно чтобы уровень вашей команды соответствовал. Невозможно быть джаз-гитаристом в панк-группе. В группе, в которой ребята играют четыре аккорда, упиваются и им больше ничего не надо. Это печально, но это большинство панк-групп, которые сейчас у нас представлено на сцене и которые существуют так или иначе по гаражам.

В.Б: Я перебью тебя, Алекс. Если ты хочешь играть джаз – собирай, ищи людей, которые достойны своего уровня или того, что ты хочешь играть. Не надо застаиваться на чем-то одном. Хочешь развиваться – пожалуйста.

Alex: Я сейчас подумал, что надо играть в двух коллективах. Один коллектив, который будет писать ту музыку, которая тебе нравится. А второй коллектив – это для рук, для фана. Где ты будешь приходить и играть джаз, и получать удовольствие. Наверно неплохая практика. Надо будет самому попробовать.

В.Б:А у меня, знаешь, выходит четыре или пять коллективов и параллельно какие-то записи. Интересненько. Есть где душу мне отвести.

Alex: Товарищ в чате говорит, что правильнее сказать, что «джаз для души». Джаз не для души. Джаз для фана, для удовольствия. Для души надо сесть подумать, пропустить через себя и записать.

В.Б:Да, это надо и атмосферу подходящую очень. Когда собрались вы с гитаристом и просто очень долго играете. И настроение соответствующее. Тогда ты сыграешь для души.

Alex: Не будем спорить. Еще почему я на этой теме заострил внимание : довольно много всяких самоучителей существует. Придите в любой более менее большой книжный магазин или интернет-магазин, и вы увидите там «Школа для баасистов по рок-музыке», «Школа металлического баса». И в стороне стоят школы для джазовых бас гитаристов. Потому что парень, который взял в руки бас гитару, ему нравится рок, метал, фьюжн может быть. И они просто не понимают, что теряют когда проходят мимо всех этих…

Остался я на какое-то время в одиночестве – компьютер выключился…Скачок напряжения похоже.

Давайте плавненько от джаза перейдем к следующей теме. Фирма Ibanez представила публике свои новые бас гитары. Акустические бас гитары. Сейчас я в чат кину несколько картинок, чтобы вы представляли о чем я сейчас буду говорить. Фирма Ibanez опять расширила линейку своих бас гитар, акустических бас гитар. И представила нам целых четыре новых модели. Сегодня мы поговорим о двух. Потому что остальные одинаковые и отличаются немножко расцветкой.

Рыжая называется Artcore ASB и там дальше какие-то цифры. Это полуакустический бас . Изготовлена дека из клена. Гриф изготовлен из трех кусков: кусок из клена, кусок из махагони, и еще кусок из клена, сверху накладка из палисандра. Ibanez и раньше выпускал акустические и полуакустические инструменты, и эта комбинация в грифах, в принципе, широко используется. Так что тут каких-то провалов быть не должно – технология отработана.

Интересно то, что эти бас гитары короткомензурные. Длина мензуры инструмента составляет всего 30 дюймов. Мне кажется, что для акустического баса это катастрофически мало. К Ibanez я очень хорошо отношусь. Мне нравятся басы, которые они последнее время делают. Нравится линейка престиж, нравятся, в частности эти бас гитары.

У первого Ibanez`а, четырехструнного, о котором я говорил, у него еще интересный звукосниматель специальный для него изготовленный хамбакер.

Вторая гитара мне нравится намного больше. Потому что, во-первых, расцветка у нее просто шикарная – темная расцветка. Сделана она под более классический инструмент. То есть, как скрипки делали черные. Мне прямо так и хочется пощупать его в руках. Смотрится он действительно очень классно. Не знаю, как будет звучать.

В.Б: Наверно и звучать будет тоже неплохо.

Alex: На маломензурных инструментах имел опыт играть?

В.Б: Да. На раритетных таких…

Alex: Я-то сам не имел. Мне кажется, что и 32 дюйма стандартный для меня он довольно маленький. 30 дюймов, мне кажется, это больше для детей. Или для каких-то хрупких девушек.

Как –то так коротко и сумбурно у нас сегодня получается. Темы, которые мы хотели осветить, по-моему, все осветились. Канал у Вадима окончательно упал, к сожалению. Так что давайте, ребята, на сегодня закругляться.

Вы слушали 46 BassLife Podcast. С вами был Алекс и Вадим Басов, который канул в Лету. Услышимся, наверно, не через неделю, а чуть попозже. Дело в том , что в следующую среду я буду немножко занят. Может быть в четверг, а может быть пропустим одну неделю. Посмотрим.

Пожалуйста, присылайте нам свои замечания и присылайте темы. Всем пока!


Youtube VK Twitter






Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100