Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням. Терминология Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определенной взаимосвязи. Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется тоникой.

Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом. (Не путайте его с ладом - расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.)

Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз - от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности.

Первые гаммы были составлены еще в Древней Греции, именно поэтому многие из них носят названия самых важных греческих племен. Примерами могут служить ионийское и фригийское племена. Средние века также внесли свою лепту в формирование гамм. Особо отличилась на этом поприще церковь.

Диатонические Гаммы

Название этой гаммы можно перевести как восемь нот. Из названия следует, что эти гаммы состоят из восьми нот(ступеней), причем первые семь нот разные, а восьмая является октавой тонической ноты.

Ниже приведены лады в правильном порядке тональности ЛЯ Диатонического Мажора. Ноты ладов расположены от тонической ноты до ее октавы. Другими словами, ионийский лад начинается тонической нотой A (ЛЯ) и заканчивается октавой A; Дорийский - тонической нотой B (СИ) и заканчивается октавой B; и т. д. Каждый лад имеет различное назначение и звучание.

A Ионийский

G :--------------------------
D :----------------4--6--7---
A :-------4--5--7------------
E :-5--7---------------------
A B C# D E F# G# A

B Дорийский

G :----------------------4---
D :-------------4--6--7------
A :----4--5--7---------------
E :-7------------------------
B C# D E F# G# A B

C# Фригийский

G :-------------------4--6---
D :----------4--6--7---------
A :-4--5--7------------------
E :--------------------------
C# D E F# G# A B C#

D Лидийский

G :----------------4--6--7---
D :-------4--6--7------------
A :-5--7---------------------
E :--------------------------
D E F# G# A B C# D

E Миксолидийский

G :-------------4--6--7--9---
D :----4--6--7---------------
A :-7------------------------
E :--------------------------
E F# G# A B C# D E

F# Эолийский

G :----------4--6--7--9--11--
D :-4--6--7------------------
A :--------------------------
E :--------------------------
F# G# A B C# D E F#

G# Локрийский

G :-------4--6--7--9--11--13-
D :-6--7---------------------
A :--------------------------
E :--------------------------
G# A B C# D E F# G#

A Октавный

G :----4--6--7--9--11--13-14-
D :-7------------------------
A :--------------------------
E :--------------------------
A B C# D E F# G# A

Натуральные Лады

Не путайте эти лады с приведенными выше. Отличие заключается в том, что все эти лады записаны в тональности A, а предыдущие - в тональностях нот Диатонического Мажора. Эти гаммы широко используются во всех музыкальных стилях.

A Ионийский

G :--------------------------
D :----------------4--6--7---
A :-------4--5--7------------
E :-5--7---------------------
A B C# D E F# G# A

A Дорийский

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------5--7--9---------
E :-5--7--8------------------
A B C D E F# G A

A Фригийский

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------5--7--8---------
E :-5--6--8------------------
A A# C D E F G A

A Лидийский

G :--------------------------
D :----------------4--6--7---
A :-------4--6--7------------
E :-5--7---------------------
A B C# D# E F# G# A

A Миксолидийский

G :--------------------------
D :----------------4--5--7---
A :-------4--5--7------------
E :-5--7---------------------
A B C# D E F# G A

A Эолийский

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------5--7--8---------
E :-5--7--8------------------
A B C D E F G A

A Локрийский

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------5--6--8---------
E :-5--6--8------------------
A A# C D D# F G A

A Высший Локрийский

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------4--6--8---------
E :-5--6--8------------------
A A# C C# D# F G A

A Фригийская Доминанта

G :--------------------------
D :-------------------5--7---
A :----------5--7--8---------
E :-5--6--9------------------
A A# C# D E F G A

A Лидийская Доминанта

G :--------------------------
D :----------------4--5--7---
A :-------4--6--7------------
E :-5--7---------------------
A B C# D# E F# G A

A Гармонический минор

G :--------------------------
D :-------------------6--7---
A :----------5--7--8---------
E :-5--7--8------------------
A B C D E F G# A

Искусственные Гаммы

Искусственные гаммы нельзя получить из Диатонических Мажорных гамм. Их часто используют такие именитые басисты, как Stu Hamm, Chris Squire, Geddy Lee, Steve Harris, и многие другие. Для этих гамм характерно диссонирующее "странное" звучание. На основе гамм полутона и тона обычно строится музыкальное сопровождение фильмов ужасов.

A уменьшенная

G :---------------------------
D :-------------------4--6--7-
A :----------5--6--8----------
E :-5--7--8-------------------
A B C D D# F F# G# A

Полутон

e :---------------------------
B :---------------------------
G :---------------------------
D :-------------------4--5--7-
A :----------4--6--7----------
E :-5--6--8-------------------
A A# C C# D# E F# G A

Тон

e :---------------------------
B :---------------------------
G :---------------------------
D :----------------5--7-------
A :-------4--6--8-------------
E :-5--7----------------------
A B C# D# F G A

Пентатоники

Хотя эти гаммы и не относятся к семейству Диатонических гамм, они делятся на мажорные и минорные пентатоники. Как следует из названия, гаммы состоят из пяти нот. Они часто применяются для построения басовых рифов в металле, роке и кантри.

Пентатонная мажорная гамма

G :----------------2--
D :----------2--4-----
A :----2--4-----------
E :-5-----------------
A B C# E F# A

Пентатонная минорная гамма

G :-------------------
D :-------------5--7--
A :-------5--7--------
E :-5--8--------------
A C D E G A

Другие Диссонантные Гаммы

Для этих гам характерен диссонирующий звук.

Загадочная Гамма

G :-------------------------
D :-------------------6--7--
A :----------6--8--9--------
E :-5--6--9-----------------
A A# C# D# F F# G# A

Венгерский Минор

G :-------------------------
D :-------------------6--7--
A :----------6--7--8--------
E :-5--7--8-----------------
A B C D# E F G# A

Блюзовая Гамма

На многих гитаристов после знакомства с гаммой Пентатонной минорная гаммой большое впечатление производит Блюзовая гамма. Пентатонная минорная гамма фактически является Блюзовой гаммой включающей в себя опущенную на полутон пятую ступень диатонического мажора.

A Блюзовая Гамма

G :-------------------------
D :----------------5--7-----
A :-------5--6--7-----------
E :-5--8--------------------
A C D D# E G A

Mixo Блюзовая Гамма

Эта гамма также имеет широкое применение. Она обычно хорошо звучит при исполнении на третьей ступени (#C) таких технических приемов, как hammer-on и pull-offs.

A Mixo Блюзовая Гамма

G :-------------------------
D :-------------------5--7--
A :-------4--5--6--7--------
E :-5--8--------------------
A C C# D D# E G A

Youtube VK Twitter




Rambler's Top100