Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №38 - Сага о контрабасе

  • Обсуждаем различные техники игры,
  • Dark Sun рассказывает о своих гитарах и о контрабасе.
Dark Sun рассказывает о своих гитарах и о контрабасе.

 

 

Скачать BassLifePodcast-038.mp3 [25.02 Mb] 34:45 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка

Alex: Привет, друзья! С вами, как всегда, Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru, и вы слушаете тридцать восьмой выпуск BassLife Podcast. Сегодня я опять не один, опять нас связал скайп со славным городом Ступино, что в Подмосковье. Будем говорить сегодня со Славой. Повод отличный, темы просто шикарные, я считаю, и вот первая тема пришла от пользователя Tharma. Собственно, интересуется слушатель, что мы думаем о той или иной пальцевой технике. Я предлагаю сейчас просто пройтись по количеству пальцев и поговорить о своих мыслях. Начнём сначала: один палец.

Dark Sun: Да, начнём по порядку. Один палец. Как ни странно, приверженцы такой техники есть, например, очень известный басист Джеймс Джимерсон. Его трудно найти в отдельных альбомах, но для тех, кто знает, что такое студия «Мотаун Рекордс» и весь американский соул, фанк, музыка 70-х, 80-х. Для них этот лейбл довольно известный. Человек играл почти всё одним пальцем и делал это просто шикарно. У него получались шикарные грувы. Это было не очень быстро, не очень скоростно, но очень интересно, вариативно. Он прекрасно доказывал, что и одним пальцем можно делать очень и очень многое.

Alex: Ну ты вообще сам пользуешься одним, практикуешь? Вот если говорить обо мне, то я наверно практически никогда не играю одним пальцем. Только изредка, если рейг где-то сделать. И то, очень-очень редко. Для меня эта техника далека. Я считаю её неоптимальной.

Dark Sun: Одним пальцем? Да, пользуюсь иногда, когда что-нибудь такое простое, но я довольно часто пользуюсь таким приёмом: я играю двумя пальцами одновременно (указательным и безымянным), как на контрабасе. Для более сильного, мощного щипка, в принципе, вполне применимо. Это можно считать как одним пальцем.

Alex: Я, кстати, так четырьмя играю. Не двумя, а прям ладошкой так: «Хопа!».

Dark Sun: Хватаешься четырьмя руками за струну и вперёд!

Alex: Нет, одной рукой и четырьмя пальцами.

Dark Sun: Как вариант, да.

Alex: Получается звук приглушённый немножко, более массивный. Преимущества. Главное преимущество – что звук получается ровным. Наверно больший контроль за ровностью игры.

Dark Sun: Да, в принципе, нет заморочки, что у тебя два разных пальца разной длины, из разных мест растут.

Alex: Легко акценты делать. Всё-таки, мне кажется, что это скорее для извращенцев каких-то техника… Потому что «два пальца» – не даром классическая техника, которой учат во всех консерваториях и где там ещё нашего брата образовывают?

Dark Sun: Да, два пальца – наше всё!

Alex: На мой взгляд она оптимальна. Это тот оптимальный минимум, которым должен владеть каждый бас-гитарист. Даже если вы ориентируетесь на какое-то большее количество пальцев, то двумя тоже очень полезно играть.

Dark Sun: Ещё можно отсечь тех, кто по идеологическим соображениям играет только медиатором.

Alex: Этих извращенцев мы рассматривать не будем пока. Рассмотрим позже. Кстати, медиатором некоторые люди тоже очень не слабо играют.

Dark Sun: Что я думаю про два? Два пальца – это мой выбор! Я двумя играю. Мне наверно никогда не хватало усидчивости освоить больше. Тремя – я использую только исключительно в случае ровных треолей. И то, если они не очень быстрые, я всё равно играю двумя. Мне двумя – естественнее.

Alex: Ты начинал с двух пальцев, да?

Dark Sun: Я и начинал, и продолжаю двумя.

Alex: Со мной-то сказочка другая. Я сразу как-то ориентировался на три пальца, а двумя я стал играть как-то позже. Уже после того, как трёхпальцевую технику худо-бедно освоил. Три пальца, мне кажется, более сложной. Но есть у неё такое преимущество, как возможность получать более скоростные партии, с одной стороны. С другой стороны, когда я уже в технике немножко продвинулся, вижу, что все те вещи, которые я играю тремя пальцами, большинство (80%) я могу сыграть с такой же скоростью и двумя, не потеряв скорости.

Dark Sun: У меня на первых порах у меня ещё были мысли: какими пальцами как играть ( я не мучаюсь сейчас, я просто играю). На три пальца у меня был подход. Я смотрел на переменную технику (когда играешь 1, 2, 3, 2, 1, 2, 3, 2…) и быстро заметил, что средний палец всё равно чешет с такой же скоростью как и с двумя. Зачем примешивать к сильному указательному пальцу не очень сильный безымянный?

Alex: Да, я считаю это просто неправильной техникой.

Dark Sun: А техника с переменными акцентами, когда играешь постоянно 1, 2, 3, 1, 2, 3…либо 3, 2, 1, 3, 2, 1… и в кратных четырём рисунках, чередуешь акценты разными пальцами – меня вот на это не хватило. Толи может быть на ранних этапах я, может быть, до этого и не дошёл. А когда я узнал про Стива Бэйли, то уже было поздно и лень. Я ленивый медленный басист, если таковым вообще можно меня назвать.

Alex: Скажу тебе честно, меня всё-таки на это хватило, вот, наверно, несколько последних лет я спокойно акцентируюсь на любом пальце. В принципе, это очень здорово помогает, когда появляется такой навык, поскольку скорость возрастает, чёткость возрастает. Но опять же, приходится контролировать сил удара, поскольку разные пальцы – разная толщина. Всё-таки прокачаны они всё равно по-разному. Это, наверно, основной недостаток – сложность акцентов.

Dark Sun: Снимаю шляпу! Всех, кому хватает, призываю терпеть и учиться. Это дело полезное и хорошее.

Alex: Да, если говорить о тех, перед кем шляпу снимать, то есть ведь ещё и люди, которые четырьмя пальцами играют. Это в более каких-то таких экстремальных стилях, андеграундных стилях.

Dark Sun: Да ладно, про андеграундные стили! Алик Грановский андеграунд андеграундовей некуда! В Западной культуре полно таких.

Alex: Но я, кстати, и не видел, чтоб он так активно четыре пальца использовал. Вот он когда играет, допустим, арпеджио…

Dark Sun: Посмотри концерты, послушай сольные инструментальные композиции мастера. Ведь у него идут сольные партии… Там прям сплошняком почти.

Alex: Мне кажется, он там всё таки пятью играет. Это метод как на акустической гитаре: ложишь ручку на струнки, каждый палец на струне и «попёр»! Я так тоже играю в некоторых местах, бывает… в некоторых местах и в некоторых случаях подмешиваю ещё и большой палец. Но это немножко не то. Из строго чередования : 1, 2, 3, 4 или наоборот, вот ровно так чешут, привинчивая мизинец ещё к своей технике – на это уже меня не хватило. Даже желания не было.

Dark Sun: Опять же, кому надо, тот осваивает.

Alex: Подвести итог предлагаю.

Dark Sun: Я всегда был сторонником одной мысли: одним ты пальцем играешь или четырьмя, главное – делать это со вкусом, с грувом, с интересом и уместно. А что и как – это зависит от цели и личных предпочтений и стилистики играющего.

Alex: Наверное, соглашусь. Ещё такая мысль одна: если вы ориентируетесь на какую-то тяжёлую музыку, то лучше использовать три пальца, поскольку триоли часто встречаются. Если на какую-то другую, то, возможно, не нужен вам этот третий палец. И двумя вы играть сможете, тем более, что делать это сможете на много проще. Особенно на начальном этапе. Просто в разы проще играть двумя пальцами.

Dark Sun: Поехали дальше! Давай поговорим про вторую бас-гитару.

Alex: Недавно спрашивали у меня, не хочу ли я продать свой бас. У меня сейчас две бас-гитары. Как, наверно, у многих. Я храню её как зеницу ока. Стоит она у меня пылится. Это давно уже не боевой инструмент, не рабочий, а такой вот запас на чёрный день. У тебя есть вторая гитара, кстати?

Dark Sun: Я сейчас боюсь оказаться человеком, которого ненавидят все и вся. У меня на данный момент три бас-гитары и контабас.

Alex: Это шизофрения или осознанное желание?

Dark Sun: У меня просто очень хорошая жена, которая меня терпит.

Alex: На самом деле, есть ли смысл держать несколько инструментов в доме?

Dark Sun: Первый смысл во всём – это удовольствие, которое на определённом этапе при определённых условия ты можешь себе позволить. Вообще, где-то встречал такое мнение: если ты – басист, если ты можешь себе это позволить, если у тебя, например, не крайняя ситуация в жизни, ни плохие условия, ты не живёшь в Сибирской тайге…в общем, по-хорошему, нужно иметь три инструмента. Первый – это основный, твоя главная боевая лошадь, твой верный товарищ, с которым ты идёшь везде: на концерт, в студию. Фактически, передовой, самый сильный, самый надёжный инструмент. Вторая – это какой-нибудь классический старый фендер-джаз-бас. И третья – безладовая. На данный момент, как ни иронично, у меня именно так, но, правда, у меня ни старый, ни американский, ни джаз, а …

Alex: И не бас, да?

Dark Sun: Не, бас. Чучуть помоложе японец прес. У меня ситуация получилась такая, что прес – это мой второй инструмент. В смысле, второй по течению времени. Первый – это был Фил-про, который я продал. Занял кучу денег, залез в долгу, что-то там заработал, что-то отложил и купил себе этот прес. И с ним я, по сути, 95 % своей сознательной бас-гитарной жизни. В определённый момент я пришёл к мысли о том, что мне нужно пятую струну и двадцать второй ват. Чтобы и от Ми уходить в полные октавы вверх и хотелось на низах поиграть. Я решил, что нужно что-то большее. Тогда я и продал душу дьяволу и купил себе леконт. Но, как показала жизнь, у меня не поднялась рука продать флендер. Он стал на столько частичкой меня, что я не смог продать друга. Я его пару раз вывешивал. Оба раза за неразумные деньги, сам то понимая. Потому что, видимо, сам подсознательно не хотел его продавать.

Alex: Ну, и какие у тебя неразумные деньги в твоём понимании?

Dark Sun: Я его вешал за тридцать тысяч рублей. Это японец 88-го года, но он закостамизирован по самое нельзя. Там только старая деревяшка, он напоминает «тачку на прокачку».

Alex: На самом деле, мог бы уйти за такие деньги.

Dark Sun: Мог. У меня был человек, интересовался, но купил себе другой бас, а я… Знаешь, вот я скажу тебе честно. Последние месяца два леконт стоит в углу, а я играю на флендере. Просто потому, чтУ меня как-то всё по-другому. Если у тебя число струн разное у всех гитар, то у меня всё стандартное. Там четыре и там четыре. Чего-то большего мне просто не надо. Просто не хочу. Не хочу на пяти струнах играть. Некомфортно себя на них чувствую, и аппаратуру нужно какую-то более солидную приобретать, чтобы раскрыть потенциал инструмента. Так, что у меня обе гитары четырёхструнные. Да, давайте прощаться. Вы слушали специальный выпуск BassLife Podcast, где мы говорили о педали фирмы Dunlop MXR M80. Отличная педаль, на мой взгляд. Славе она не так нравится, но тем не менее…

Alex: У меня как-то всё по-другому. Если у тебя число струн разное у всех гитар, то у меня всё стандартное. Там четыре и там четыре. Чего-то большего мне просто не надо. Просто не хочу. Не хочу на пяти струнах играть. Некомфортно себя на них чувствую, и аппаратуру нужно какую-то более солидную приобретать, чтобы раскрыть потенциал инструмента. Так, что у меня обе гитары четырёхструнные.

Dark Sun: Тут каждый смотрит по тем потребностям, которые у него на данный момент.

Alex: Вот реально, зачем оно может понадобиться, это свозить на концерт второй инструмент. Есть некоторые композиции, которые удобнее играть в другом строе и перестраиваться каждый раз в живом выступлении не очень удобно.

Dark Sun: В таких случаях – я согласен.

Alex: Честно скажу, ни разу так делать не пробовал.

Dark Sun: Я не пробовал. Я в здравом уме вряд ли притащу два инструмента. Можно потащить ладовый и безладовый – это ещё имеет смысл. Тащить фендер и леконт: два ладовых инструмента, причём, они довольно схожи по конфигурации, единственное, что фендер – ясеневый, а лейк – ольховый. Звук у них немножко разный, но не на столько чтобы прям упереться и в какой-то момент говорить, что мне нужно переключаться. Это скорее будут панты, действительно. Тут исключительно к чему душа лежит в данный момент времени. Ещё хочу заметить, чтобы я не показался каким-нибудь безумным мажором с таким количеством недешёвых инструментов, хотя на данном этапе жизни я себе могу такое позволить, но именно в период, когда я покупал эти инструменты, на все я долго упорно копил, откладывал, недоедал, работал, залазил в долги, продавал почки и всё такое. И всеми своими друзьями считался полным конченым фриком…

Alex: Судя по всему, ты почки друзей продавал!

Dark Sun: У меня много почек или друзей! Тёмная история…тёмный человек, тёмное солнышко.

Alex: Да, неспроста, неспроста берутся ники!

Dark Sun: Естественно, в момент, когда задумываешься о втором инструменте, встаёт вопрос финансовый, встаёт вопрос: тебе нужно менять тот, который у тебя есть или тебе нужен ещё один дополнительный? Это всё зависит от возможностей и от ситуации, в которую подпадает каждый конкретно взятый человек. У меня получилось так, что я брал каждый следующий инструмент, не продав предыдущий, а потом продавать не получалось по тем или иным причинам.

Alex: Просто часто, когда покупают старые инструменты, то продают старые, чтобы приобрести что-то чучуть подороже.

Dark Sun: Это на самом деле резонно и разумно, и мне кжется правильным. Потому что менять инструменты имеет смысл когда ты понимаешь, чем тебя не устраивает старый. Ты понимаешь, что тебя не устраивает какой-то конкретный звук, конкретная конфигурация, возможность, геометрические параметры. Например, количество ладов либо ты просто чувствуешь, что ты физически вырос из этого инструмента и тебе нужен инструмент более хорошего класса. В таких случаях ты продаёшь свой предыдущий, покупаешь новый или покупаешь новый, потом продаёшь старый и возвращаешь деньги. Это мне кажется вполне разумная и обоснованная эволюция.

Alex: Да, только ты чего-то в неё не вписался в своё время. Я,вот, занешь, ещё в последнее время стал задумываться о тревел-гитарах. Насмотрелся я тут на разных сайтах, разные конфигурации… Гитара «на выезд». Бывает, куда-нибудь уезжаешь на месяц, и тащить с собой большую палку желания абсолютно никакого. А взять с собой что-нибудь такое лёгкое и компактное – очень даже может быть.

Dark Sun: Я помню, мы как раз именно эту тему затрагивали в самом первом подкасте, в котором я с тобой участвовал.

Alex: Да, мы говорили. Продолжаем мысль о количестве гитар. Как ты до жизни такой докатился-то? Это просто ужас и кошмар. Откуда?

Dark Sun: Не знаю, мне кажется, это – не ужас и не кошмар. У меня сейчас твёрдое убеждение, что каждый уважающий себя басист, если не купить (купить – то ладно, действительно нужно дойти до такой жизни), то как минимум попробовать поиграть на контрабасе должен. Это наш прародитель, это наше всё.

Alex: Ну тру-басисту это приходит наоборот – с контрабаса спускается на более простой инструмент – бас-гитару. А у тебя всё с ног на голову! Как так? Зачем?

Dark Sun: У меня всё с ног на голову. Я перерыл большое количество ресурсов по контрабасу и встречаю такое мнение, с которым всё больше и больше согласен. Это два разных инструмента. При том, что они имеют одну и ту же функцию, играют в одном и том же регистре, и строй в большинстве случаев у них один и тот же, они разные. Они разные по мышлению игры на них, они разные по подходу игры на них, по чувству. При этом играя и на том, и на том, они очень интересно друг друга дополняют.

Alex: Пошло-то это всё, опять же, от академического образования, где теория идёт впереди практики. Понятно, что теория и там, и там приблизительно одинаковая, и у бас-гитары, и у контрабаса. Поскольку строй-то, как я понимаю, один и тот же.

Dark Sun: Строй один и тот же. Есть так называемый строй для сольной игры.

Alex: Нюансы-то, всё-таки, технические, мне кажется. В плане звукоизвлечения.

Dark Sun: Они технические, они немножко сточки зрения позиционной игры. Есть нюанс в том, что у контрабаса мензура больше, чем на бас-гитаре. В первой позиции, то есть когда ты находишься в районе нот фа, фа-диез и соль (если ты берёшь открытую струну ми), то четырёх пальцев у тебя физически хватает, чтобы только три ноты, три лада зажать. На четыре стянуть нереально. Во-первых, по длине (почти), во-вторых, контрабас – такой инструмент, на котором мизинцем прожать струну, действительно, физически очень трудно. Чаще всего он используется совместно с безымянным. Получаешь такую клешню из трёх пальцев: указательный, средний и безымянный вместе с мизинцем (они работаю в паре).

Alex: И ногой сверху ещё!

Dark Sun: Это уже как получается. На самом деле, потихонечку к этому привыкаешь.

Alex: А струны там какие стоят?

Dark Sun: Струны у меня стоят металлические тамастик. Причем, диаметр у них практически как у бас-гитарных. Все думают, что на контрабасе какие-то ещё более толстые струны. Металлические – они такие же. Болеетолстые – это нейлоновые или жильные, но они при этом мягче. Но у меня ещё не было возможности попробовать на таких поиграть.

Alex: Реально самому-то освоить без преподавателя? Как я понимаю, у тебя-то за плечами только какие-то басовые образовалки?

Dark Sun: Нет, у меня был опыт игры в Самарском джазовом колледже «Движение». Но это трудно назвать большим жизненным опытом, потому что недолго я там играл на контрабасе. Я всё равно перешёл на бас-гитару. Но какие-то азы мне там давали. Сейчас я их пытаюсь вспомнить.

Alex: То есть, руки тебе поставили?

Dark Sun: Руки поставили, хотя я сейчас не уверен на данный момент, что у меня руки всё помнят так, как это было пять лет назад. Поэтому я сейчас в поисках преподавателя. При таком инструменте, который предоставляет такую физическую нагрузку, бездумно пытаться взять его силой, можно себе очень сильно навредить, потому что даже на бас-гитаре, на которой всё физическина много легче, я уже не говорю о гитаристах, у которых там всё очень тоненько и узенько, то там тоже можно себе и связки потянуть, и руки убить. Потому что как-нибудь там неправильно хвататься или переусердствовать. Соответственно в контрабасе таких опасностей намного больше.

Alex: А ты его брал просто «вот хочу новый инструмент, хочу контрабас» или с прицелом куда-то?

Dark Sun: Я брал его с мыслью «хочу контрабас». Для души. У меня сейчас такой период в жизни, у меня нет постоянной группы, мне не с кем играть. Дома тихо сам с собой.

Alex: Кошек мучаешь?

Dark Sun: Кошек не мучаю. Смычка у меня пока нет. Осваиваю пиццикато. Это непередаваемые ощущения. Как спрашивают, зачем взрослые заводят детей? Чтобы снова ощутить себя ребёнком. Это точно так же. Ты начинаешь играть всё с тех же самых простых гамм, чтобы просто руки освоили гриф, освоили безладовый инструмент, новую постановку, новое звучание, новое расположение. От этого получаешь определённое удовольствие. Признаюсь, одна из причини, почему я его брал – я всегда тяготел к акустическому звуку. Тот звук, который воспроизводишь ты сам с помощью какого-то инструмента, но без преобразований, усилений, фишечек, фенечек. Есть ты, есть дерево и струна. И больше никого. Как один во Вселенной. Именно в этом первозданном звуке есть какой-то безумный кайф.

Alex: Играешь-то ты двумя пальцами, правой рукой, да?

Dark Sun: На контрабасе? Да, двумя пальцами. Но либо такой техникой: два пальца вместе и по одному.

Alex: Вот пользователь ilss спрашивает: рассмотрите, пожалуйста, тему, связанную с появление мозолей на пальцах при долгой усердной игре.

Dark Sun: Тема хорошая. Для меня сейчас очень актуальная, потому что, возвращаясь к новоприобретённому инструменту и физическим усилиям, мозоли притерпевают видоизменения. Они обрастают по всем пальцам, становятся ещё более дубовыми.

Alex: Незнаю, как про дубовость мозолей, но вот сколько я активно играю в последнее время, после вчерашней репетиции у меня пальцы побаливают. Мозоли не спасают при таком усердном ритме занятий. Даже не знаю что делать. Приходится делать дневные перерывы, чтобы нормально играть.

Dark Sun: Тоже полезное дело.

Alex: У тебя такого нет?

Dark Sun: Бывает, но, к сожалению, в последнее время я не могу похвастаться долгой стабильной игрой в группах или на репетициях. Всё время сам с собой. От этого очень зависишь, от самодисциплины и каких-то желаний. Нет у меня такого, что прям проминаешь пальцы, мякоть ткани, что она болеть начинает.

Alex: Я думаю, что тут советы какие-то давать сложно. Тут нужно просто перетерпеть.

Dark Sun: Перетерпеть практику. Имеет смысл задуматься, что не всегда необходимо на столько сильно прижимать струны.

Alex: Высоту струн, может быть, стоит отстроить правильно. Или поставить более мягкие струны. Тоже вариант.

Dark Sun: Тоже вариант. А ещё серьёзно стоит обратить внимание на чисто психологический фактор: в тот момент, когда начинаешь играть либо более быстрые, либо более громкие партии, ты начинаешь физически больше напрягаться и ты сильнее сжимаешь гриф, ты можешь прилагать более усилий, чем это действительно необходимо. Отсюда возникает некоторая избыточность от этого зажима, и, возможно, появляются болевые ощущения чрезмерные.

Alex: Это как раз мой случай, потому что есть две песни, после которых руки начинают болеть. Не болеть, просто проминается мозоль…

Dark Sun: Обрати внимание на то, что в момент каких-то таких пассажей или ещё чего-то, ты начинаешь чисто элементарно сильнее сжимать гриф рукой. Это исключительно лечится занятиями, практикой и вниманием к себе. Вниманием и бескомпромиссностью.

Alex: Что у нас тут ещё спрашивают? Как-то у нас сегодня по темам слушателей такой обрывочный подкаст получается.

Dark Sun: Зато может быть простимулируем ещё задавание вопросов. Или простимулируем бойню в комментариях.

Alex: Какую-то фигню всё спрашивают… Нет бы то, что знаю спрашивали, а то!..

Dark Sun: Это хороший стимул как для человека спрашивающего, так и для отвечающего. Когда ты отвечаешь на вопросы либо кому-то передаёшь свои знания, ты их сам у себя в голове структурируешь и находишь тонкие места, в которых сам, может быть, сомневаешься. Отчасти за это я люблю наш ресурс. За то, что практически никогда не даёт новичкам от ворот поворот, не отсылает в поиск, не начинают улюлюкать и кидать камнями. Разбирают, отвечают. И каждый раз ты возвращаешься, вроде бы, к одним и тем же вопросам, самым базовым, самым принципиальным. Но на них держится очень и очень многое.

Alex: Эх, купить сериалы что ли... Давай про такую вот узкую тему поговорим. Для меня узкую. Ты слепом играешь?

Dark Sun: Нет.

Alex: Ну, значит, для тебя тоже узкая. Не будем говорить.

Dark Sun: Кстати, я для себя сделал такое интересное открытие. Я посмотрел на такой вопрос как слеп на контрабасе. Когда я раньше читал об этом, думал что это некоторые отморозки, которые бас-гитарную технику перекладывают на контрабас. И пытаются на этой дуре мочить а-ля Виктор Вутен. На деле оказалось, что техника игры, которая идёт практически ещё из кантри и основное своё развитие применила в таком стиле, как рокабилли. Именно слеп на контрабасе. Он принципиально другой. Там нет такого элемента, как сам слеп, т.е. удар большим пальцем. Есть нечто похожее на поп. Выполняется оно по-другому. Я в обратную сторону попытался сделать что-то подобное на бас-гитаре. Получается довольно интересно, но получается очень шумно, т.е. выходной сигнал.

Alex: Технику опиши.

Dark Sun: Техника происходит следующим образом. Если представить себе контрабас или если у вас бас-гитара, то самый простой контрабасовый слеп, т.е. вы пальцами, причём, тремя (как мы обсуждали – два вместе за один палец, четыре вместе за один палец…). Чаще всего берётся три пальца, образовывают такую «лопатку» и эта лопатка торцом бьёт в гриф между струнами. Потом подушечками пальцев струна подцепляется, но не как в бас-гитарном слепее, т.е. снизу. Потому что снизу её выдернуть очень тяжело на контрабасе и затрачивается очень большое количество усилий. А она немножко цепляется подушками, оттягивается и тоже бьёт в обратный ход погрифу. Получается довольно интересный перкуссивный звук. На бас-гитаре его реализовать довольно сложно по двум причинам: половину составляющих этого звука составляет сам удар от пальцев об гриф. На бас-гитаре этот звук не передаётся.

Alex: Естественно нужно по звукоснимателю долбануть.

Dark Sun: Если у вас звукосниматель передаёт микрофонный эффект. У меня была такая мысль. К сожалении, у меня сейчас ни один звукоснимать такого не позволяет. Есть вариант эти ударом бить и задевать струны. Этакий эквивалент слепа, только без отзвука, глухой. Возможно он потом и эволюционировал в такой вид. Но на контрабасе фишка – от этого удара пальцами по грифу. Раз – и потом одёргивание обратно. Отдельные музыканты в этом деле на столько поднаторелей. На столько сложные и замысловатые ритмические рисунки с череды этих ударов и попов, что просто диву даёшься. Это немножко, конечно, не бас-гитарная тема, но тоже около. Это тоже даёт почку для различных идей, экспериментов, новых взглядов. На мой взгляд, нехорошо ограничиваться узкими шорами одного инструмента, одного стиля, одной техники. Чем больше мы смотрим, слушаем по сторонам разные стили, разные эффекты, разные звуки, разные музыки, разные идеи, тем более вариативной и интересной становится наша игра.

Alex: С другой стороны, я думаю, что ты тоже замечаешь, что чем старше ты становишься, тем меньше времени у тебя остаётся на любые вещи. Осваивать новую технику, при том, что ты не очень понимаешь, зачем она тебе нужна, это, наверно, сложно.

Dark Sun: Это, да. Слеп – это очень интересная и выразительная техника. С ней можно много чего делать, много чего интересного, если, конечно, не превращать это в исключительный спорт и долбёжку.

Alex: Ты контрабас как выбирал? Просто пошёл в магазин и купил первое, что было? Там есть какие-то особенности?

Dark Sun: Я купил бывший в употреблении. Там есть свои особенности, и довольно интересные. Ввиду намного меньшей распространённости, чем бас-гитар. Большая часть рынка – это инструменты, бывшие в употреблении. Более того, у контрабаса есть такое явление, которое я ещё пока до конца не распробовал, так называемое, разыгрывание, т.е. время, пока подставка притирается к корпусу. Т.е. корпус начинает вменяемо резонировать, звук инструмента становится со временем лучше. Я читал такие мнения, что если покупаешь новый инструмент, то он вначале реально не звучит. Какое-то время уходит на то, чтобы он зазвучал. Это может занимать вплоть до нескольких лет. Причём, это не тот случай как с бас-гитарами, которые мы часто обсуждаем на форуме, что нужно купить, подержать бас-гитару некоторое время. Мало ли у неё гриф поведёт или ещё что-нибудь. Тут нужно на контрабасе именно играть, чтобы он разыгрывался. Ты покупаешь инструмент с пониманием о том, что в ближайшее некоторое время он будет звучать неполноценно. Поэтому большую часть рынка занимает бывший в употреблении инструмент. Причём, желательно, старый инструмент, не лежавший в качестве шкафа или комода где-нибудь у кого-нибудь, а именно те, на которых играли. Мне повезло мне попался именно такой инструмент. Но, я признаюсь, эта возможность у меня появилась при переезде в близмоскву. Удалось найти контрабас, даже более того, я выделил на это выходной, поехал в Москву. Я живу-то тоже не близко к ней. Я за день сходил посмотрел два контрабаса. Один из них выбрал в Самаре. У меня периодически загоралась такая идея. Была даже проблема в принципе его найти. В некоторых больших городах реальная проблема достать инструмент.

Alex: Да, и по почте не закажешь.

Dark Sun: Что самое удивительное, большая часть контрабасов именно так и идёт. Он находится где-то удалённо, покупается не слушая, не зная… Как в одном интервью говорил Билли Новик :»контрабас – это как машина в советское время, играешь не на том, что нравится или что круто, а то, что есть и то, что ездит».

Alex: Ну, что, будем закругляться?

Dark Sun: И время позднее, и мысли отрывистые.

Alex: Вы слушали basslife Podcast. С вами были Alex и Dark Sun. Заходите сами знаете куда. Оставляйте свои комментарии.

Dark Sun: Сами знаете что.

Alex: Предлагайте новые темы. Без тем очень тяжко. Забыл сказать, у нас же ещё twitter есть. Свои темы можно отправлять не только на basslife.ru, но и twitter basslife Podcast. Они до нас тоже доходят. Услышимся, надеюсь, через неделю. Всем пока!

Dark Sun: Счастливо и да прибудет с вами сила!


Youtube VK Twitter






Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100