Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №34 - Свобода от проводов или как выбрать радиосистему?

  • HardWire HT-6 Polyphonic Tuner.
  • новая акустическая Jazz Bass-подобная бас гитара от Fender.
  • Размышления о радиосистемах. Line 6 Relay G30.
  • Бесполезность шумодавов. Boss
Бас, подкаст, basslife, гитара

 

 

Скачать BassLifePodcast-034.mp3 [14.13Mb] 19:37 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка

Привет, друзья, с вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. Вы слушаете 34 выпуск BassLife-подкаста. Не слышались мы с вами довольно давно, около месяца, но вот, наконец, у меня появилась свободная минутка, и я решил сесть и записать этот выпуск подкаста. За время моего молчания появилось довольно много интересных новостей, вышли новые железки, о части из них я уже рассказывал на страницах своего сайта BassLife.ru, в разделе «Новости», другие пока остались не освещены, так что давайте о них и поговорим.

Первая новость пришла от фирмы HardWire, они выпустили полифонический тюнер. Называется новый тюнер HT6. Это хроматический тюнер, от обычного он отличается тем, что можно одновременно настраивать все шесть струн, если мы говорим о гитаре, либо сразу 4 струны, если мы говорим о бас-гитаре.

Вообще, хроматические тюнеры, на мой взгляд, удобнее, чем обычные классические. При использовании классического тюнера вы тратите на настройку намного больше времени, что при живых выступлениях очень важно. Вы взяли аккорд, провели рукой сразу по всем струнам и сразу видите, какая струна требует подстройки, а какая нет, так что вы экономите свое время, настраивая только те струны, которые действительно нуждаются в этом.

RT6 – напольная педаль, в верхней части ее корпуса расположены 6 рядов LED-индикаторов, каждый ряд отвечает за свою струну. Для настройки можно выбрать как обычный, так и пониженный строй . И еще одной приятной фишкой является переключатель режимов настройки гитары и баса. HT6 можно использовать как обычный тюнер, то есть, если вы настраиваете одну струну, вы видите название только одной струны, если вы берете аккорд, проводите рукой по всем струнам, то настраиваете сразу все шесть струн.

Питается устройство от 9-вольтовой батарейки или внешнего адаптера, стоит оно порядка 140 долларов. Вообще, тюнер – вещь в хозяйстве абсолютно необходимая, и, если у вас его по каким-то причинам до сих пор нет, обязательно приобретите, и, как вариант, можете приобрести хроматический тюнер, хотя, если говорить о моем опыте, то я заметил, что у меня гитара совсем не расстраивается в процессе выступления, в процессе репетиций. То ли колки такие хорошие, то ли струны я еще не достаточно заездил… Вообще-то струн я поменял много, но, наверное, механизм попался очень качественный.

Так вот, я просто настраиваюсь перед началом выступления, когда гитара уже прогрелась. Предварительно гитару нужно подержать на сцене, чтобы температура встала, или можно чуть-чуть подстроиться после первой песни. Этой подстройки мне обычно хватает на час-на два без проблем, ничто никуда не уплывает. Но, тем не менее, для начальной настройки лучше иметь свой тюнер, лишним не будет.

Следующая новость от фирмы Fender. Они выпустили очень интересную акустическую бас-гитару, называется она Fender KingMan bass SCE. Интересна бас-гитара прежде всего тем, что у нее стандартный Fender джаз-басс гриф. Смотрится очень круто, если у вас уже фендеровский бас и вы хотите приобрести акустический бас, то, возможно, стоит посмотреть на эту модель, потому что тактильные ощущения будут очень близкими.

Кроме того, эта гитара довольно тонкая, что нехарактерно для акустических бас-гитар. И звук у нее получается довольно резкий. Из приятных особенностей стоит отметить встроенный преамп, можно играть через него, а можно снимать звук обычным микрофоном, кроме того, в этот преамп встроен тюнер. Вот вы смотрите сверху на деку гитары сбоку, туда вмонтирован блок – преамп плюс тюнер, можно легко настроиться. Из недостатков, пожалуй, самым очевидным, что бросается в глаза, и на чем заостряют внимание многие тестеры этой гитары, является то, что она плохо сбалансирована по массе. Гриф довольно тяжелый и перевешивает деку. Но это не такая уж большая проблема, особенно учитывая довольно компактные размеры деки. Выглядит бас по-настоящему хорошо, я бы очень хотел его пощупать.

Переходим к следующей теме. На эту тему меня натолкнула новость от фирмы «Line6», которая выпустила собственную радиосистему «Line 6 Relay G30», да и на сайте в разделе тем слушателей меня периодически просят рассказать о различных радиосистемах.

Для тех, кто не знает, радиосистема – это такая штука, которая заменяет кабель, вы, вместо того, чтобы использовать какой-то провод, втыкаете свою бас-гитару в передатчик около комбика или у звукорежиссера, это зависит от сцены, втыкается приемник, и сигнал от баса до пульта или до комбика передается по радиоканалу. Это, конечно, дает некоторую свободу, вы ни к чему не привязаны, радиус действия таких систем обычно исчисляется десятками метров, 30-50 метров любая современная радиосистема держит вполне достойно, и для большинства сцен этого с лихвой хватает, можете бегать по всей сцене совершенно спокойно.

Лично я радиосистемами никогда не пользовался, у меня не очень приятный опыт их использования. Когда к нам в Самару приезжала группа «Трафик» (наш бывший вокалист устраивал для них концерт), мы там тоже с ними как друзья играли. У их бас-гитариста была радиосистема, и они довольно долго ковырялись со звукорежиссером, потому что система ловила какие-то непонятные помехи, и они долго не могли понять, в чем проблема и как ее решить. Но, слава богу, все худо-бедно образовалось, и ребятки нормально отыграли. Не знаю, как Вы, а я постоянно натыкаюсь на радиосистемы. Вот например недавно смотрел фотки с концерта CCR и там тоже басист с антеной бегал.

Вообще, по моему мнению, любая радиосистема заведомо хуже, чем кабель. Поскольку, во-первых, кабель передает сигнал практически мгновенно, а во-вторых, он, конечно, вносит в него искажения, частоты сигнала безусловно изменяются при прохождении через кабель, особенно если это длинный кабель, но, с другой стороны, эти изменения не катастрофические, вы их на самом деле просто не замечаете, поскольку все мы, так или иначе, играем с проводами.

Когда мы говорим о радиосистеме, нужно понимать, что это сложный прибор, который, прежде чем передавать сигнал в радиоканал, должен его как-то пожать, потратить на это силы и время, и потом на приемнике этот сигнал как-то конвертировать в звук. Обычная амплитудная модуляция здесь не проходит, поскольку в том диапазоне частот, в которм разрешено работать маломощным городским потребительским радиопередатчикам, отношение сигнала и шума довольно высокое, то есть, большой уровень шумов.

При амплитудной модуляции вы получите отношение сигнал\шум примерно в 30децибелл, что просто неприемлемо, поэтому амплитудную модуляцию никто не использует, и большинство представленных сегодня на рынке радиосистем использует FM или частотную модуляцию, когда форма вашего сигнала задается с помощью частоты. Это более помехозащищенный способ, он позволяет при применении его в лоб получить порядка 60 децибелл. Внешние шумы и помехи – это ключевая проблема, и все с ней борятся. 60 децибелл тоже довольно маленькая цифра, поэтому все радиопередающие системы работают в … диапазоне, это диапазон нескольких сотен килогерц. Все эти системы компрессируют сигнал. Прежде чем передавать сигнал в эфир, его компрессируют. Обычно используют компрессию 2 к 1. По громкости и динамическому диапазону сигнал перед передачей сжимается, потом передается, и затем с помощью экспендера обратно разжимается по громкости. В теории это позволяет получить удвоение отношения сигнал\шум, примерно 120 децибелл, но на практике, знающие люди говорят, что получается где-то 70-80 децибелл. В принципе, приемлемо. Но опять же мы терям здесь в динамике, поскольку есть компрессор и есть экспендер, то есть, сигнал так или иначе корежится перед попаданием в эфир.

На что стоит обратить внимание, когда вы выбираете радиосистему: прежде всего, наверное, нужно посмотреть на диапазон частот, которые она пропускает, и подходит ли этот диапазон под ваш инстумент, потому что есть довольно много радиосистем, которые заточены прежде всего под голос. То есть, частотный диапазон, который может передать эта система, ограничен снизу 50, сверху 15.000 герцами. Это, конечно, достаточно, но как-то обидно, что частотный диапазон срезается. Стоит обратить внимание на мощность, она пропорциональна тому расстоянию, на котором можно использовать радиоситему. 50 миливольт вполне должно хватить для передачи на 100-150 метров. Практически все существующие радиосистемы эту цифру держат, некоторые больше, но больше здесь не нужно, и так достаточно.

Нужно обратить внимание на число каналов - чем больше поддерживается каналов, тем лучше. С одной стороны, если на каком-то канале есть помехи, вы можете переключиться на другой, и с другой стороны, с помощью одного приемника можно принимать сигнал от нескольких передатчиков. Отдельно нужно обратить на это внимание, если ваша группа собирается использовать несколько радиопередатчиков.

Также важно число антенн. Нужно отдавать предпочтение антеннам систем. Дело в том, что радиосигнал отражается от стен, от всех препятствий, от комбиков, и в результате интерференции, взаимного наложения прямого и отраженного сигнала могут возникать мертвые зоны, это зоны, в которых нет вашего сигнала. И если антенна приемника попадет в такую зону, то звука вы не услышите, хотя передатчик будет работать нормально. Двухантенные системы позволяют избежать такой проблемы, мертвых зон. Алгоритм выбора антенны идет автоматически, в реальном времени, сама железка определяет, с какой антенны сигнал не использовать. Мне кажется, лучше чуть-чуть переплатить за вторую антенну, чем быть потенциально подверженным такой проблеме, что вы просто пропадете в определенный момент времени.

Как я уже говорил, в основном в радиосистемах использованы принципы частотной модуляции, есть там некоторые ухищрения, технические особенности, но в последнее время стали появляться и цифровые радиосистемы. Вы передаете свой сигнал не в аналоговом, а в цифровом виде. Перед тем, как попасть в эфир, сигнал проходит через аналого-цифровой преобразователь, там он преобразуется в цифру, потом по радиоканалу передается числовая информация, технология передачи в цифре через радиоканал довольно хорошо отработана. Есть разные алгоритмы защиты сигнала. На примнике принимается цифровой сигнал, он дешифруется обратно в аналого-цифровом преобразователе, соответственно, никакие помехи, с одной стороны, на ваш сигнал не влияют, а с другой стороны, эти цифровые системы работают в другом частотном диапазоне, диапазоне гигагерц.

Та система, которая натолкнула меня на эту тему, Line 6 Relay G30, работает на частоте 2Ггц, соответственно, помех там меньше, чем на более низких частотах. С другой стороны, казалось бы, все хорошо, цифровые радиосистемы не должны быть подвержены помехам, но у них другая беда. Цифровые радиосистемы дают задержку. На то, чтобы преобразовать сигнал в цифру, а потом обратно извлечь цифру в радиосигнал, уходит определенное время, какое-то количество милисекунд. Проблема очень неприятная, которая сводит на нет все прелести радиосистем, поскольку играть в таком режиме, когда вы на несколько десятков или даже сотен милисекнд опаздываете, то есть звук за вами опаздывает, просто нереально, крышу сносит напрочь. Кто пробовал играть через АмплиТьюб или ГитарРип, на слабенькой звуковой карте, наверное, меня поймут.

Относительно системы «Line6» я как-то спокоен, и вот по какой причине. Я уже около полугода, а может быть, и больше, пользуюсь продуктом Line6, я купил себе процессор Line6 под X3, там стоит тот же 24битный преобразователь. Нагружаю я процессор различными эффектами и какой-то большой ощутимой задержки я не чувствую. Как бы я ни пытался его нагрузить, задержка не чувствуется. И, соответственно, если в процессоре этой задержки не чувствуется, то почему она должна чувствоваться на радиосистеме, наверное, ее тоже нет, поскольку все-таки при преобразовании сигнала, внесении в него каких-то алгоритмических изменений нагрузка звукового процессора должна занимать больше времени, чем тупое кодирование-декодирование. Поэтому тут я спокоен.

Наверное, если выбирать сегодня радиосистему, то нужно отавать предпочтение именно цифровым. Такова моя позиция, можете со мной поспорить в комментариях к этому подкасту, привести какие-то свои доводы, но я основываюсь на опыте работы со своей конкретной железкой, которая пока меня не подводила и которая оставила приятное впечатление. Думаю, с Line 6 Relay G30 тоже все будет хорошо, кстати, стоит она 12 или 13 и поддерживает 6 каналов. Можно поставить 6 пар приемник-передатчик, и они будут свободно рядом работать. Управляется все интуитивно и понятно.

Так, идем дальше. Был задан в комментариях или в теме слушателей вопрос, я, к сожалению не помню, сейчас у меня нет возможности зайти на сайт BassLife.ru и посмотреть соответствующий раздел, кто задавал этот вопрос, так что простите, ребята.

Был задан вопрос о шумодавах. Фирма Boss имеет такую педаль, которая называется Noise Gate, которая предназначена для того, чтобы давить шумы. И вот слушатель интересуется, стоит ли ему покупать такую штуку и нужна ли она. Я имел опыт опосредованного общения с этой педалью, у нашего гитариста она имеется, и, сдается мне, что она абсолютно бесполезна, особенно для нас, для бас-гитаристов. Дело в том, что если вы играете на синглах, то они довольно сильно подвержены влиянию помех. Они легко заводятся, при этом гитара шумит, когда вы на ней не играете, то есть, в свободном режиме, и, чтобы предотвратить этот шум в паузах, как раз и используется эта педаль. Все, что она делает – это следит за уровнем сигнала и ниже какого-то порога она просто выключает всю громкость, становится тихо. Это актуально, если ваша гитара заводится и если вам лень самому крутить ручку громкости. У меня бас не заводится, да я, собственно, не знаю человека, у которого он заводился бы, только если вы не используете какой-то очень дешевый бас или стоите рядом с колонкой, да еще и через дистошн себя пустили, то что-то еще может завестись. Но это какие-то экзотические случаи, а в повседневной жизни этот Noise Gate не нужен.

Если вы думаете, что он убирает грязь из вашего канала, то вы ошибаетесь. Если у вас бас-гитара фонит, то она так и будет фонить. Конечно, в паузах будет тишина, но, как только вы дотронетесь до струны, это шипение возобновится.

И знаете, ребята, я работаю со звуком уже довольно долгое время, пишу подкасты, и каких-то волшебных шумодавов, которые бы раз – и убирали бы все шипение, - мне кажется, их просто не существует. Можно поискать какой-то графический эквалайзер и попробовать найти частоту, на которой вы шипите, если у вас такая проблема, это будет более эффективно, и просто вырезать узкий частотный диапазон из своего сигнала.

Вот такие дела. Засим, наверное, давайте прощаться. Какую-то часть я не осветил, какие-то вопросы и темы у меня еще остались, но время поджимает, как-то долго я сегодня говорю, в плане темпа речи, поэтому, если у вас есть какие-то вопросы, задавайте их сами знаете где.

Кстати, у нас появился твиттер-канал, если вы адепт этого сервиса, можете зафрендить нас, твиттер называется BassLifePodcast, в одно слово, там я публикую все интересное, что происходит у нас на сайте, и в том числе анонсы подкаста. Все, пока, с вами был Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru, услышимся через какое-то обозримое время.


Youtube VK Twitter






Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100