Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №35 - Двухгрифные бас гитары

  • Мониторные радиосистемы.
  • Нужны ли сегодня кому-нибудь рок группы?
  • Друхгрифные бас гитары
  • Диктофон Zoom H1 для записи репитиций
двухгрифная гитара

 

 

Скачать BassLifePodcast-035.mp3 [14.99Mb] 20:49 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка

Привет, друзья! С вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru, и вы слушаете 35-й выпуск BassLife Podcast.

Начнем сразу с интересных новостей: фирма Rota Sound обновила свинг-линейку своих базовых струн. Теперь наравне с остальными струнами можно будет приобрести и никелевые, в результате вы получите более мягкий, более теплый звук. Свинг-бас линейка включает в себя струны с круглой обмоткой, толщина струн: 45 – 100.

Собственно, больше новостей у меня нет, всё что было – я выложил в раздел «Новости». Продолжаю я наращивать этот раздел, так что интересующихся отправляю именно сюда, ну а сегодня продолжаю говорить об общемузыкальных темах.

 

Мониторные радиосистемы

В прошлый раз – в 34-м выпуске BassLife Podcast – я говорил про радиосистемы и забыл один аспект. Рассматривали мы тогда экспериментальные радиосистемы, которые подразумевают передачу сигнала от гитары к микшерному пульту или к комбику. Так вот существует еще одна разновидность таких радиосистем. На мой взгляд, тоже очень полезная – это мониторные радиосистемы.

Идея довольно проста, вы наверняка их видели. Часто на живых концертах, на живых выступлениях можно увидеть, когда музыканты бегают по большим сценам с наушником в ухе. Так вот это они как раз используют мониторные радиосистемы. Передатчик подключается к микшерному пульту звукорежиссера, и оттуда сигнал посылается непосредственно уже исполнителю, который таким образом мониторит себя. На мой взгляд, это довольно удобно, поскольку исполнитель оказывается абсолютно независим от мониторов, установленных на сцене. Он может свободно перемещаться по сцене, не боясь попасть в какую-нибудь «мертвую» зону, не покрытую мониторами.

Видел я вживую такие системы. Приезжал к нам где-то с полгода назад группа «Стихия» (ребята играли металл), и у вокалиста была такая радиосистема-очень удобное, очень полезное устройство.

Нужна ли вам такая радиосистема – я, честно говоря, не знаю, здесь каждый решает сам в зависимости оттого, на каких площадках он собирается играть. Это, конечно, уже концертная приблуда, которую нужно брать, когда вы начинаете как-то постоянно светиться, где-то выступать.

 

Нужны ли сегодня кому-нибудь рок группы?

Вращаясь довольно давно в музыкальной сфере и глядя на всю эту кухню изнутри, посещают меня такие мысли, что не в свое время мы родились… Охота родиться лет 10-15 пораньше – тогда и конкуренция была поменьше, и рок-музыка была на взлете – вот мы бы тогда развернулись.

Люблю я заниматься самоанализом, копаться в себе и задумался… Задумался, с чем это связано: действительно ли реальность такова, что не повезло нам со временем, опоздали мы к «дележке пирога», скажем так, и сейчас вынуждены довольствоваться какими-то объедками со стола великих.

Стали меня посещать эти мысли после живых концертов, куда, как показывает практика, ходит не так уж много сейчас народа. В чем причина? – Я не знаю, как у вас, в вашем городе, но у нас в Самаре (говоря о ситуации последних двух лет), если раньше как-то были центры рок-музыки, которые, скажем, раз в месяц или раз в неделю – не чаще – давали большие хорошие концерты с довольно известными местными рок-музыкантами, то последние годы я наблюдаю такую ситуацию, что концерты в этих клубах даются каждый день. То есть когда ни приди – практически с 90%-ной вероятностью нарвешься на день, когда кто-нибудь выступает вечером.

Соответственно, рынок оказался насыщенным, то есть все люди, которые ходили один раз в неделю в клубы, теперь ходят всю неделю, общее число посетителей каждого конкретного концерта падает (при сохранении их общего числа посещений вообще за неделю), и наблюдается такая ситуация, как размытие аудитории: на каждый конкретный концерт, получается, приходит меньше народа.

В результате и концерты получаются не такие мощные, и играть на таких концертах музыкантам не очень приятно: создается впечатление, что это еще одна репетиция, на которую пришли несколько друзей посмотреть на тебя, что довольно грустно.

Еще одна причина, по которой такое происходит, на мой взгляд, это проникновение интернета в нашу жизнь (здесь уже, наверное, нужно оперировать десятилетиями). Если десять лет назад музыку было достать не так-то просто: приходилось идти на рынок покупать кассеты или диски, то теперь достаточно войти в интернет, и вот тебе всё на ладони – списывай, скачивай, слушай.

Соответственно, местные команды если раньше можно было услышать только по радио, по какому-то местному, то теперь есть «ВКонтакте», где каждая уважающая себя группа имеет страничку и там выкладываются ее аудио-записи.

Есть также региональные порталы (у нас в Самаре это Rock63.ru – можете зайти посмотреть, скачать mp3 музыку бесплатно. До недавнего времени был еще сам Rock – неплохой портал, но что-то они в последнее время как-то подзахерели, если честно… Какая-то у них реорганизация затянулась на месяца, и так ничего путного там пока и нет. Обидно, но будем ждать)… Так вот есть такие региональные порталы, куда можно всегда зайти и послушать музыку уже местных ребят.

Есть аудитория, которой это интересно, которая хотела бы слушать вот такую нераскрученную, немассовую музыку. Тем более, что по раскрученным радиостанциям – как я включал пять лет назад радиоприемник (пять лет не слушал, опять включил), и с удивлением обнаружил, что гоняют всё тех же музыкантов, всё те же композиции, с какими-то незначительными изменениями. А нового всегда хочется, поэтому идешь в интернет – ищешь новые группы, новые имена…

Так вот, возвращаясь к вопросу нытья о том, что не вовремя мы всем этим занимаемся, стал я думать. Есть два фактора: большое количество групп, которые получили возможность попасть на сцену и, как следствие, давать частые концерты, то есть публика наедается этими концертами – с одной стороны, и с другой стороны – интернет, то есть все те, кто раньше не имел возможности послушать местные команды – они теперь более или менее имеют эту возможность.

Если задуматься, эта ситуация в принципе повторяет (по крайней мере, первая ее часть, касающаяся обилия групп) ситуацию, которая была в Англии в 70-х годах. Там тоже было большое количество групп с одной стороны, с другой стороны были доступные инструменты, и концерты давались довольно часто. Тем не менее, то время дало нам великие имена, и великие команды. Можно сделать вывод, что этот первый довод, который я для себя нашел, он летит к чертям. Просто, получается, это такая отмазка: самоуспокоение, что мы такие неуспешные, потому что вокруг просто куча других неуспешных, отъедающих наш пирог. На самом деле нет, это не так. Если вы в этой массе никак не выделяетесь, то в этом виноваты только вы: значит, у вас не хватает таланта или вы просто лентяй и не хотите работать. Тут не нужно заниматься самообманом, нужно трезво смотреть на ситуацию и понять, что вы делаете (или что мы делаем) неправильно, подумать об этом.

С другом стороны, Интернет – это тоже вещь довольно неоднозначная. Ситуация такая, что на концерты ходят не все. Есть люди, которым в принципе не нравится ходить на концерты, есть люди, которым на концерты ходить в принципе нравится, эти аудитории существуют параллельно, и вот на вторую группу людей интернет влияние оказывает достаточно малое. Они вполне могут походить послушать в плеере музычку, но вечером пойти на концерт: попрыгать, покричать, попить пива, вживую пообщаться между собой, и, может быть, посмотреть на музыкантов. Интернет скорее дает плюсы, поскольку вы имеете возможность в обход всех лейблов, в обход каких-то пиарщиков и рекламщиков докричаться до своей аудитории, затрачивая только свое время и свои силы.

Конечно, тут тоже требуется некоторое умение, которое лежит в другой, нежели музыкальной, плоскости.. Возможности в плане достучаться до человека, которому вы можете быть интересны – они выше. Я рассматриваю интернет как еще одно средство информирования, как доступное средство массовой информации. С другой стороны нельзя забывать и о классических способах саморекламы, нельзя просто полагаться всецело на интернет. Интернет, конечно, работает, он привлекает какую-то аудиторию, но он работает не всегда. Нужен здравый компромисс, нужна какая-то сбалансированная рекламная компания своих концертов и своей деятельности. Так что вывод, который я для себя сделал: нужно просто работать, а не пинять на судьбу и на то, что тапки жмут – танцевать не могу.

 

Друхгрифные бас-гитары

На сегодня у меня есть еще одна тема, на которую я хотел бы с вами поговорить и поделиться своими соображениями. Тема эта – про не совсем обычные гитары.

Смотрел недавно на youtube видео с Майклом Энджелло Батио, на котором он играл на гитаре с двумя грифами. Неплохо он так играл, и гитара у него такая довольно забавная: два грифа смотрят в разные стороны – оформлено это всё под крылья истребителя. Смотрится классно, как элемент шоу вообще очень красиво и эффектно – мозг выносит напрочь.

И я тут задумался: возможно ли сделать нечто подобное с нашим инструментом, то есть изготовить бас-гитару с двумя грифами, которые будут смотреть в разные стороны, и использовать их.

Изготовить такой инструмент, понятно, большой проблемы не составит и – достаточно найти более или менее адекватного гитарного мастера. Тут ключевой вопрос – нужен ли он вообще, такой инструмент, и возможно ли на таком инструменте будет играть как на бас-гитаре?

Понятно, что одновременная игра на двух грифах подразумевает глубокое использование хаммер-он, пулл-офф техники, да и вообще теппинга, но это нам вообще не чуждо, и при желании можно переложить свои партии под теппинг, да еще местами по открытым струнам послэпить.

Гораздо более интересен вопрос – насколько такой инструмент будет востребован в плане правильной аранжировки композиции. С одной стороны в низком диапазоне часто и одного баса более чем достаточно, не говоря о двух. С другой – на каждый из грифов можно повесить отдельную цепь эффектов. Вот тогда идея использования двух бас-гитар не кажется такой уж бредовой и безнадежной. А можно, скажем, на один гриф повесить хорус, а на другой - дистошн. Да и вообще, помнится, слышал я о группах с несколькими бас-гитаристами, а Brian Bromberg, он вообще свои альбомы исключительно с использованием разных бас-гитар создает (по крайней мере, такая байка активно муссируется на нашем форуме)…

Так вот если пойти еще дальше, то гораздо логичнее совместить в одном корпусе бас и электрогитару. Вот это будет просто улетный в плане сольного выступления инструмент. Смотреться он будет, конечно, уже не так симметрично и целостно, как гитара Michael Angelo Batio, но это скорей проблема дизайнера, нежели исполнителя. А если туда еще и лупер встроить непосредственно в гитару, то вообще сказка получится! Такие идеи пропадают, блин, может заняться производством гитар на досуге? :(

Кстати, говоря о форм-факторе, гораздо чаще встречаются двухгрифовые гитары с грифами, направленными в одну сторону. В частности видел я у Криса Сквайера такую гитару. Вот на таких инструментах гораздо проще играть, поскольку у вас всегда медиатор в правой руке, а лады вы зажимаете левой. В случае с гитарой Майкла всё сложнее, поскольку каждая из рук должна быть универсальной. Конечно, при желании можно просто скрестить руки, но это уже совсем какое-то извращение будет, хотя и довольно эффектное в визуальном плане.

Если возвращаться к Энджелу, то он играет синхронно партии на двух грифах. Вообще такие гитары, направленные в одну сторону, изредка встречаются на сцене, время от времени они мелькают в каких-то роликах, в том числе по телевидению. Помню, я даже с советской группой Земляне что-то такое играл на двухгрифной гитаре. Но тут речь идет даже скорее не об использовании двух грифов одновременно, а об использовании гитар поочередно: каждый из грифов используется отдельно. Поиграл на одной гитаре с одними настройками – переключился на другую гитару. Вот если говорить о Майкле Энджеле – он как раз играет на двух гитарах одновременно. Смысл весь этой гитары как раз в том, чтобы заменить собой два инструмента. И вот таких исполнителей уже не так много.

Двухгрифные гитары, конечно, изготавливаются только мастерами, серийных я как-то не встречал. Может быть, вы встречали – тогда, пожалуйста, отпишитесь в комментариях, мне будет интересно, да и читателям, слушателям сайта тоже, думаю, будет интересно.

Как элемент шоу, как возможность повыпендриваться на сцене – мне кажется, отличная фишка, которая требует очень большого умения и многих часов практики.

Если у вас есть желание и возможность – можете взять ее на вооружение

 

Диктофон Zoom H1 для записи репетиций

Еще одна тема, о которой я хотел бы вам рассказать – это диктофон. Приобрел я тут с месяц назад диктофончик Zoom H1, в который я собственно сейчас и вещаю (решил на пробу записать этот Подкаст именно в него). Большой обзор этого диктофона делать не хочу по одной простой причине – все, кому не лень, уже этот обзор сделали. Устройство действительно очень интересное, если вы хотите послушать обзор – рекомендую сходить на сайт umputun.com, и там в разделе «Теория и практика звукозаписи» есть подкаст, где рассказывается об этом замечательном устройстве.

А вспомнил я об этом диктофоне вот в каком свете. Был я на репетиции, и решил попробовать использовать его для записи репетиции (в нескольких выпусках Подкаста я уже говорил, что свои репетиции записывать надо). Использовал я для этого ноутбук, плюс аудио-интерфейс, плюс пульт, плюс микрофон (есть у меня несколько микрофонов), и соответственно получал какой-то результат, который потом можно было анализировать. С использованием этого самого Zoom H1 эта схема у меня значительно упростилась, с одной стороны: проще записывать, поскольку одно устройство, и с другой стороны – качество получаемой записи – одно не сопоставимо лучше.

Диктофон имеет два направленных микрофона, то есть записывается стерео-сигнал, поэтому отстроив звук, разместив его в центре комнаты, я получил довольно хороший по качеству звук. С микрофонами, по крайней мере, такого же (субъективно, конечно) качества записи репетиции с такими минимальными усилиями, когда просто кидаешь микрофон, особо не парясь, и смотришь запись, мне получать не удавалось.

Здесь всё очень просто: поставил диктофон в центр комнаты, воткнул туда наушники, буквально за минуту походил по комнате – нашел более или менее хорошее место, где всё слышно, и всё – пустил запись, на два часа его влегкую хватает. Сейчас я уже, наверное записал уже часов 6-7, и еще батарейка даже не кончилась (работает эта штука от батареек). То есть если вы хотите записывать в том числе свои репетиции, то вот такой диктофон с возможностью мониторинга записываемого сигнала со входом наушников – он очень классный, очень полезный.

В качестве еще одно такого нетривиального применения этого диктофона, есть у него микрофонный вход, туда можно подключить внешний аудио-сигнал, соответственно эту штуку можно использовать как backup – как устройство, которое наравне с вашим основным аудио-интерфейсом будет записывать на всякий случай всё то, что вы говорите. Особенно это очень удобно, когда записываются парные подкасты, когда через Skype идет общение, с одной стороны, и, с другой стороны, вы имеете возможность подстраховаться – записать всё, что есть. Потом, если ваш визави по каким-то причинам не сможет прислать вам свою дорожку, вы всегда будете иметь, конечно, худшую по качеству, но тоже вполне достойную аудиозапись. Вот такое интересное устройство Zoom H1.


Youtube VK Twitter






Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100