Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Вы используете все пальцы, когда играете на бас-гитаре? Нет, я говорю не о той руке, которой вы зажимаете аккорды (далее левая), а о той, которой шлепаете по струнам (правая). Да, вы - довольно хороший басист. Вы знаете, что можете без труда пройтись вверх и вниз по грифу и сделать это ровно, без помарок. Однако, каждый день Вы видите по ТВ, как горячие парни жарят 64-ые ноты и бровью не ведут. Вы когда-нибудь задавались вопросом, как они делают это? Ответ прост. Эти монстры басовых струн играют c такой скоростью, потому что они могут использовать все пять пальцев на руке.

В прошлом я потратил целый год, чтобы овладеть этим ценным навыком. Как-то раз после посещения одного из местных концертов, я понял, что отстал от жизни. Местный басовый бог, имя которого я, к сожалению, не помню, смотрелся очень круто. Позже мне посчастливилось поговорить с ним, и он открыл секрет своей высокой скорости. Все дело оказалось в использовании всех пяти пальцев правой руки. Через три месяца практики моя скорость удвоилась. Играть стало намного проще. Теперь я хочу поделиться с вами своим опытом.

Давайте cначала, обсудим методы извлечения звука. Первый метод состоит в том, чтобы играть, подобно гитаристу. В результате вы получаете уникальный и твердый звук, но это относительно медленный стиль игры. Очень сложно развить хорошую скорость из-за физической природы басовых струн. Другая проблема заключается в трудности использования слэпа. Но, не смотря на все это, владение этой техникой в качестве второго стиля игры может оказаться очень полезным из-за оригинального звука, который несомненно обогатит вашу звуковую палитру.

Второй распространенный метод игры - использование одного пальца. Это самый плохой из всех известных мне методов. Очень трудно получить реальную скорость, и рука быстро устает по сравнению с любой другой техникой. Если Вы практикуете этот способ, пожалуйста, прочитайте статью до конца и не издевайтесь больше над собой и инструментом.

Третий способ известен в народе как "ходьба". Он состоит в использовании первых двух пальцев (указательного и среднего). Со стороны это выглядит, как будто пальцы шагают по струнам (см. фотографии ниже). В то время как один палец извлекает звук, другой продвигается вперед для следующего удара. Этот метод позволяет развить скорость сравнимую с первым способом, однако сложность игры значительно уменьшается и большой палец остается свободным, и вы можете играть слэпом. Овладеть этой системой довольно просто; звуки получаются четкими, и вообще этот метод имеет много преимуществ по cравнению с другими.

Последний метод (я знаю, что их намного больше, но статья не резиновая и я рассмотрел только самые распространенные) заключается в использовании всех пяти пальцев правой руки. Для этого способа характерна высокая скорость и медленная утомляемость. Джаз и Фанк басисты используют этот стиль наиболее часто, но это не значит, что он не может использоваться и в роке, кантри, и других музыкальных стилях. Техника увеличит вашу скорость и придаст шарм вашему выступлению. Вы можете играть ведущую партию (да, басисты могут вести, и это звучит гордо), можете синкопировать или добавлять выразительность звуку, можете играть невидимую басовую партию. (Невидимая басовая партия - название, которое я использую, чтобы обозначить партию которую средний слушатель, почти не замечает, но если ее убрать, то это заметит КАЖДЫЙ.)

В этой статье я не собираюсь рассматривать слэп, а подробно рассмотрю использование первых четырех пальцев. Этот метод похож на "ходьбу", но я люблю назвать его "прогулкой паука", потому что ваша рука двигается как лапки паука, встретившего препятствие. Идея метода cостоит в том, что в то время как один палец делает удар по струне, другие три находятся в различных стадиях возврата в исходную позицию. Полный возврат в позицию для удара происходит в течении трех ударов остальных пальцев. Таким образом, по сравнению с ходьбой число ударов для каждого пальца уменьшается вдвое. Так как метод "прогулки паука" основан на "ходьбе", я настоятельно рекомендую вам изучить сначала этот метод. Существует много книг и статей, посвященных этой теме.

Cамое важное в "прогулке паука" - развитие независимости пальцев. Под независимостью я понимаю способность двигать каждым пальцем руки без перемещения других пальцев. Не обольщайтесь, на самом деле это не так просто как звучит. Этот навык обычно хорошо развит у клавишников. Ниже я привожу упражнения, которые помогут вам добиться независимости пальцев.

  1. Прижмите ладонь к столу. Поднимите как можно выше вверх по отдельности каждый палец. Убедитесь, что остальные пальцы прижаты к столу. Выполняйте это упражнение пока пальцы на столе не перестанут испытывать напряжение. Когда упражнение станет легким, делайте его быстрее.
  2. Прижмите ладонь к столу и поднимайте по два пальца одновременно. Чередуйте пальцы (например 1-3, 2-4, 1-4, и так далее). Если это слишком легко, делайте упражнение быстрее.
  3. Держите вашу руку вертикально в воздухе. Загибайте по очереди каждый палец в первом от ладони суставе. Другие пальцы не должны двигаться.
  4. Продвинутая версия третьего упражнения. Загибайте по два пальца одновременно.

Как только ваши пальцы cтанут ловкими, то есть вы сможете легко выполнить все перечисленные выше упражнения, переходите ко второму этапу. Вам потребуется изолента. Поверьте, я не издеваюсь над и с полной ответственностью заявляю, что cам делал эти упражнения.


Иллюстрация к третьему упражнению

Идея заключается в том, чтобы примотать слабые пальцы к более сильным, таким образом можно добиться увеличения их силы. Сначала соедините второй и третий пальцы, как показано ниже. Теперь, играйте методом "ходьбы" любую мелодию. Играйте пока не почувствуете, что вам легко даются движения. Будет намного проще, если Вы поставите большой палец на верхнюю, незадействованную струну, или звукосниматель. Конечно при игре слэпом это не невозможно, но для развития начального навыка - весьма полезно. Соедините первый и второй пальцы вместе. И повторите все сначала. Через некоторое время Вы будете готовы начать играть тремя пальцами.

Не спешите. Я знаю, что когда читаешь, все кажется простым, но вы потратите не меньше месяца, прежде чем будете готовы двинуться дальше. После того как упражнения станут простыми, начинайте играть тремя пальцами. Сразу после извлечения звука палец должен начать движение в исходную позицию. Хорошей практикой будет игра быстрых триолей. Если Вы не знаете, что это такое, возьмите книгу по музыкальной теории и изучение ее. Басисту теория требуется как ни какому другому музыканту в группе, так что обязательно купите книгу по музыкальной теории.

Продолжим. Cоедините второй и третий пальцы вместе, как Вы делали прежде. Но на сей раз, дублируйте удар первого пальца ударом мизинца(то есть удары указательного пальца и мизинца делайте одновременно) Это сложно, особенно если Вы играете на хорошей скорости и используете несколько струн.

Следующую комбинацию соединенных пальцев я люблю назвать "Vulcan" (поклонники Star Trek поймут меня). Вы уже догадались каким будет следующее упражнение? Правильно опять практикуем "ходьбу".

К настоящему времени по моим подсчетам Вы имеете примерно три месяца практики и без изоленты способны играть четырьмя пальцами. Если это так, то пора переходить к следующему этапу. Настало время напрячь уши. Прислушайтесь к своей игре. Вероятно одни ваши пальцы извлекают более громкие звуки чем другие. Если Вы столкнулись с этой проблемой, то Вам необходимы упражнения для усиления некоторых пальцев. Сейчас во многих музыкальных магазинах продают специальные тренажеры и устройства, которые можно использовать. Вероятно также придется играть более мягко другими пальцами. Вы должны достичь уровня, когда невозможно на слух определить каким пальцем какой звук извлекается. Пригласите знакомого басиста и спросите, слышит ли он более громкие ноты или Вы играете ровно.

Наконец, Вы должны изменить угол наклона вашей руки, чтобы компенсировать различную длину пальцев. Изменив угол наклона, Вы простым вращением кисти можете добраться до любой струны, причем для того чтобы сыграть ноту на струне G вам не понадобится поворачивать кисть более чем на 15 градусов. Для развития этого приема включайте при игре 16-ые вставки на струне G. Существует много партий, где семь 16-ых нот играется на струне E и одна на G. Если вы используете "прогулку паука" правильно (1 - 2 - 3 - 4, и назад к 1 много раз), то будете играть ноту на струне G каждым пальцем каждые две меры.

Итак, если Вы будете упорно трудитесь, то в совершенстве овладеете этой техникой примерно за шесть месяцев. Многие знакомые басисты пробовали научиться этой технике, но сдавались слишком рано. Я уже говорил, что путь к успеху долог и не стоит ждать быстрых результатов. Это не легко, но ОНО того стоит. Использование полной ручной техники сделает вашу игру более гладкой, быстрой, и легкой. Плюс, Вы всегда сможете похвастаться перед друзьями.

Cliff Suttle (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) изучал музыку в течение более чем двадцати лет, включая занятия в Университете Мичигана. В совершенстве владеет фортепьяно, гитарой, и бас-гитарой; в настоящее время играет в рок-группе Middle Earth. Его девиз: Пойми теорию, и сможешь играть на чем - угодно.


  Оригинал статьи можно найти здесь
 http://www.harmony-central.com



Youtube VK Twitter




Rambler's Top100