Рано или поздно каждый из нас сталкивается с необходимостью сыграть что-нибудь из чужого репертуара, переиграть известную композицию, в общем – сделать кавер. При работе над каверами существует два диаметрально противоположных подхода. Назовем их условно «сам себе композитор» и «нота в ноту». Давайте рассмотрим каждый из них и попытаемся понять подходят ли они Вам. Каковы их сильные и слабые стороны, и нужно ли, в конце-то концов, учить чужую композицию?
Первый подход предполагает, что вы имеете некоторое базовое представление о том, как устроена музыка и способны самостоятельно придумать и сыграть басовую линию. Вы идете на репетицию или садитесь за компьютер с минусовкой, уже имея некоторое представление о композиции. Возможно, Вы ее слушали пару раз, знаете в какой тональности она играется, понимаете ее структуру и ритмические особенности. Затем вы просто пытаетесь сыграть собственную басовую линию. Тем самым Вы оттачиваете свои композиторские способности. Вы не узнаете ничего нового, а оттачиваете уже имеющийся в вашем распоряжении арсенал технических приемов и решений.
Подход «нота в ноту» может стать как тратой времени, так и очень полезным упражнением. Если Вы просто бездумно заучите линию, то польза от такого времяпрепровождения будет минимальна. Да, вы прокачаете свои технические навыки, отыграете концерт, но не вырастите как музыкант. Разучивая композицию нужно постоянно задаваться вопросом «почему?». Почему автор сыграл здесь так, а не иначе. Как еще можно было обыграть этот момент? Вы должны постоянно проводить анализ того, что играете, расширять свой кругозор и пополнять арсенал новыми приемами и идеями. Еще одним важным моментом, на который нужно обратить пристальное внимание при использовании подхода «нота в ноту», является изучение акцентов и нюансов звукоизвлечения. Ньюансы – вот что отличает профессионала от любителя.
Как только мы затрагиваем тему звукоизвлечения, перед нами неизбежно встает вопрос об источнике, с которым мы работаем. Действительно, где взять исходный материал? Очевидным ответом будет использование mp3 или cd записи песни. Однако, работа с готовой композицией довольно сложное занятие, требующее натренированного уха. Кроме того, за стеной звука можно просто не разобрать всего того, что бас гитарист заложил в композицию (хотя в этом случае встает вопрос, а зачем ему это все, если это невозможно разобрать в миксе). Другой крайностью является использование нот/midi/guitar pro. В сети представлена огромная библиотека музыкальных файлов, однако качество материала заставляет желать лучшего. Зачатую, все что вы получите скачав табулатуру – это довольно криво подобранная песня.
К счастью для нас, в сети присутствует большое количество мультитрек композиций и стэмов, которые могут нам сильно помочь во вдумчивой работе над кавером. Мультитреки – это сырые записи инструментов до сведения и мастеринга. Стэмы – треки инструментов после сведения. То есть существует набор отдельных файлов (или специальный архив mogg) каждый из которых содержит один инструмент или их группу (все гитары в одном файле). Таким образом, мы можем скачать мультитрек, открыть файл барабанов и баса в любом многодорожечном аудиоредакторе и анализировать басовую линию, не отвлекаясь на другие инструменты. Если у вас нет аудиоредактора, скачйте бесплатный Audacity и просто перетащите на него нужные вам файлы мышкой.
Радужную картину несколько омрачает тот факт, что не всегда найденный вами мультитрек содержит действительно качественный материал. Вполне возможно его записал какой-нибудь любитель, чтобы потешить свое самолюбие. Недавно я хотел вспомнить молодость и поиграть Seek And Destroy группы Metllica. Каково же было мое удивление, когда в скачанном мультитреке бас спотыкался и уплывал куда-то не туда.
Подводя итог вышесказанному, работа с каверами - очень полезное занятие, но нужно отдавать себе отчет, зачем вы беретесь за кавер, и в зависимости от целей выбирать ту или иную стратегию работы.
21 июня 2015
Автор: Александр Ледков