Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №61 - как сочинять музыку и угробить свою карьеру

  • New DingWall Bass
  • Звукосниматели с подвижными магнитами
  • Как улучшить свои сочинительские навыки?
  • Пять препятствий на пути успешного музыканта.
BassLifePodcast

 

 

Скачать BassLifePodcast-061.mp3 [42 Mb] 57:00 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка.

Alex: Привет, друзья. С вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И вы слушаете 61 выпуск BassLife Podcast. Сегодня, как всегда, в виртуальной студии у нас есть Пчёл. Привет!

Пчёл: Привет всем!

Alex: И Dark Sun тоже с нами. Слава, здорово!

Dark Sun: Всем привет!

Alex: Давно не слышались. Тем не менее, басовая индустрия на месте не стоит, все куда-то вперед движется. Интересные темы на этой неделе.

New DingWall Alberto Rigoni AR5 Signature Bass Model [01:00]

Alex: DingWall, фирма довольно известная в узких кругах, клепают они очень хорошие престижные инструменты, анонсировали новую бас-гитару. Как она называется, я так и не понял (Alberto Rigoni AR5 Signature Bass Model). Сделали они ее вместе с Альберто Ригони, итальянским бас-гитаристом. Они вместе собрались, год работали и выпустили такой микс из своей линейки ABZ и из бас-гитары Z3. Вы раньше гитару DingWall видели?

Dark Sun: Вживую не видел, а на просторах интернета довольно часто. Такая фирменная веерная конструкция.

Alex: Самое интересное в этих гитарах то, что они сделаны не с параллельными ладами, а с переменной длинной мензуры. Я сначала думал, что длина мензуры одинаковая, просто они выпендрились и под углом сделали бридж и параллельно ему нулевой порожек, сделали наклон, чтоб было удобнее пальчиками задевать. А потом присмотрелся – оно трапецией сделано. То есть самая толстая струна – самая длинная, а самая тонкая – немного покороче. В принципе это и с точки зрения физики понятнее. Гитара интересная. Интересна она и тем, что дека сделана из двух частей, из двух кусков ясеня. Интересно то, что целая пачка звукоснимателей стоит – подряд три звукоснимателя, плотно друг к другу. Вид интересный получается. Меня в этой гитаре, конечно после веерного расположения струн, заинтересовал именно бутерброд из звукоснимателей. Я не припомню, чтоб где-то так делали.

Dark Sun: Мне вспоминается только небезызвестный Ibanez ATK, в котором три катушки. Где-то на кастомных я видел такие батареи, но там скорее речь идет не о серийных инструментах. Хотя то, что мы сегодня обсуждаем, тоже совсем не серийный инструмент.

Alex: Они его позиционируют как нечто промежуточное между своими линейками

Пчёл: Инструменты у них далеко не бюджетные, далеко не среднего класса. Я бы отнес DingWall к премиум-классу гитар. Потому что стоимость у них от 3000$. У них есть китайские инструменты, у которых цена более-менее доступная, но она тоже не маленькая. Я думаю, новая гитара будет стоить не дешевле основной серии линеек. Честно говоря, прослушав все, что выпускает DingWall, на просторах YouTube и на сайте самого DingWall, скажу, что звук не кардинально изменился. У них четко выделенная середина, четко выделенные высокие, и очень большой акцент в активном режиме делается на бас. А сравнивая их старые линейки с новым инструментом, кардинальной разницы я не услышал, чтобы говорить, что это нечто другой, что это прорыв.

Alex: Тут ловля копеек и блох пошла уже на самом деле.

Пчёл: Звучки те же, потому что они эти звукосниматели делали и делают. Дерево то же самое, с того же склада.

Alex: Все так делают кастомы. Ты думаешь, что Fender отправляется в Тибет за березой волшебной? У них точно так же дерево лежит на складе, ждет своего часа.

Пчёл: В общем, говорить о каких-то кардинальных изменениях не стоит.

Alex: На самом деле гитара шикарная получилась по звуку. Я не смотрел остальные бас-гитары DingWall, но эту хорошенько послушал. И мне звук очень понравился. Особенно в пассивном режиме, с таким панчом – прямо красота. Это тот звук, который я на самом деле люблю и ценю.

Dark Sun: Мне тоже очень понравился звук. Для себя в этой бас-гитаре я отметил два момента. Первое – это действительно такой пассивный панч. Они заявляют, что у них Neck’овский звукосниматель, по образу и подобию Precision’овского, я согласен, что он похож. Я в первый раз вижу, чтобы бас без предзвучка по конфигурации, звучал так, как надо. Меня это очень порадовало, такой классический упругий звук. Второй момент – при включении режима пассива пулом оттягивается громкость, инструмент переключается в пассив, отключая эквалайзер, и на одну из ручек эквалайзера, в частности на верха, заведен тон.

Пчёл: Это не ново. Warwick давным-давно это применяет. И у Spector’ов та же самая система. Это давно не новинка.

Alex: Нам, Fender-любам, твои Warwick’и и Spector’а – не показатель. Это новая фишка, мы ее не видели.

Dark Sun: Баян баяном, а я порадовался. На самом деле неплохая мысль.

Пчёл: Можно я еще сделаю похвалу DingWall. У очень многих басов большая проблема в том, что они очень плохо передают 5 и 6 струны, т.е. понижку. Воспроизведение их является большой проблемой. А в DingWall с самого начала этой проблемы не было. Они очень красиво и очень качественно воспроизводят 5 и 6 струны с достойным звуком подачи и добрым жиром. А в этой бас-гитаре 5-я струна по стандарту является B, и еще можно сбросить на тон ниже, потому что там стоит детюнер.

Alex: Еще на один аспект я хотел бы обратить внимание тех людей, которые слушают сейчас подкаст или будут потом его слушать в записи. Мы потом выложим ссылку на видео, где показываются возможности этой гитары. Спектр звуков получается довольно широкий. И если вы находитесь на стадии поиска своего звука, хорошо бы послушать и посмотреть, какой звук в принципе бывает, и что вам для этого нужно. Видео очень полезное.

Пчёл: Я недавно смотрел обзор бас-гитар Variax Line-6 их делает. Гитары со встроенным процессором эффектов. Я скину потом ссылочку, может, кому будет интересно. Там действительно спектр слышен очень ярко.

Line 6 Variax Bass Demo

Alex: Я когда посмотрел видео, понял: вот он, звук моей мечты. Я присматривался к DingWall, но меня смущает их косоладость.

Пчёл: Все говорят, что, взяв один раз в руки DingWall, с него больше уже не слезешь. Мы уже когда-то обсуждали, что фирма DingWall пошла сразу неправильным путем: сначала приняли во внимание анатомию кисти музыканта, а потом произвели инструмент с достойными качествами. Они делают игру на музыкальном инструменте комфортной.

Alex: Я не соглашусь с тобой. Там расстояния не такие уж большие, и не важно, жмешь ты на параллельных ладах или на таких наклонных. Может на первом, втором и третьем ладу это еще чувствуется, а дальше уже без разницы.

Dark Sun: Я так понимаю, в них основная фишка в том, что из-за переменной мензуры ты получаешь одинаковое натяжение.

Пчёл: Да, и это тоже добавляет комфорта при звукоизвлечении.

Звукосниматели с подвижными магнитами [14:05]

Alex: Давайте дальше пойдем. Bartolini выпустили довольно интересные звукосниматели. Вернее, выпустили они их довольно давно, как я понял. Просто на e-bay всплыла такая интересная гитара…

Пчёл: Зовется он Bartolini Pickup with Slider Adjustable Pole. Когда-то мы видели, как звукосниматель на двух полозьях перемещался от нека к бриджу. А фирма Bartolini поступила еще умнее. Она взяла и разделила сами магниты под каждую струну. И теперь относительно ширины звукоснимателя можно передвигать сами магниты для каждой струны отдельно. Но представили они этот звукосниматель именно на электро-акустическом инструменте.

Alex: Я так понял, что они особо не продают этот звукосниматель. Они кастомно его один раз выпустили и все. Продается эта акустическая гитара на e-bay за 60 тыс. рублей, желающие могут купить. Но в серию, мне кажется, эта фигня не пошла.

Пчёл: Я специально порылся по интернету и нашел еще несколько гитар с таким датчиком, он стоял на чем-то типа Jazz Bass. Звукосниматель, видимо, может заказываться отдельно, но он не в свободной продаже, это точно. Решение вообще интересное.

Alex: Я не понимаю на самом деле, зачем это нужно. Ладно, когда сингл под наклоном – ты отрегулируешь, и будет тебе счастье. А тут… Я, музыкант, должен перед каждым выступлением отстраивать эти расстояния?

Dark Sun: Ты можешь один раз их подкрутить и сделать тот самый свой звук, единственный и уникальный.

Alex: Можно просто пальцами вправо-влево подвигать и найти его, тот самый звук.

Dark Sun: Ты различай, где ты пальцами играешь и где находится катушка – это разные вещи. В принципе у тебя получается смещение сердечника магнита звукоснимателя в пределах, я думаю, 3-4 сантиметров. Я могу сказать, что у меня с переключением двух катушек в пределах одного звукоснимателя разница в звуке очень ощутима. Я думаю, тут весь интерес в том, чтобы поиграться этими обертонами и различными характерами на определенных струнах. Мне тоже кажется, что это уже перебор, но почему бы и нет.

Alex: Кстати, эта идея с такими звукоснимателями не новая. Боб Дэсли, по-моему, когда-то уже выпускал что-то подобное.

Пчёл: Любая идея имеет право на жизнь. Может быть, это еще один маленький шажочек к чему-то более гениальному. Почему бы и нет. Кстати, на этой гитаре есть баланс между магнитным датчиком и пьезодатчиком. Вполне возможно, можно сделать, например, акцент на 1-2 струну – датчики бриджа поближе перевести. Можно сделать больше акцент на пьезо, но при этом ты будешь получать хорошую поддержку со стороны магнитов именно по 1-2 струне. В принципе при смешении можно получить достаточно неплохой звук.

Alex: Я думаю, все так делают, у кого такие гибридные гитары.

Dark Sun: Поехали дальше.

Как улучшить свои сочинительские навыки? [20:50]

Alex: На сайте notreble.com опубликована статья, в которой один чувак говорит: «Я умею играть на гитаре. Я музыкант, знаю ноты. Но я не слышу музыку».

Пчёл: Еще он говорит: «Играю я легко, играю с листа и простые, и сложные вещи. Я понимаю то, что я играю, но я не могу сочинить ничего своего. Я пробую, но у меня не получается. Я не могу понять, как сочинить нечто свое. Я понимаю, когда люди сочиняют свои басовые партии на основе чего-либо. А тех, кто сочиняет с нуля, я не могу понять. Что мне делать? Как мне научиться создавать собственные басовые линии, сочинять собственную музыку?»

Alex: И вот товарищ Damian Erskine взялся за дело и написал статейку. Какие же советы дает нам умудренный опытом Damian?

Пчёл: По-моему, самый первый совет является самым главным. Данному музыканту советуют играть с другими людьми, с другими музыкантами. Людей много и музыкальных вкусов и предпочтений тоже много. Играя с каждым, ты будешь приобретать новый опыт, новые виды басовых линий и построений.

Alex: Акцент делается на том, чтобы побольше джемить и не бояться играть лажу. Когда все играют лажу и веселятся, тогда и рождаются шедевры. Когда вы играете отсебятину, вы учитесь, видите те пути, которыми не надо идти. Когда вы все лишнее откинете, правильный путь вырисуется сам собой. По-моему, интересная мысль. У вас как с джемом обстоят дела на репетициях?

Пчёл: В том-то и дело, что именно из джема и рождается самое лучшее. Когда начинаешь просто заниматься ерундой, сразу становится видно, что нужно запомнить и сыграть. Из собирания этого воедино и получаются действительно добрые песни.

Alex: Я в такие моменты просто включаю диктофон. Потом дома, в спокойной обстановке все это отслушивается. Ищутся интересные моменты, интересные ходы.

Dark Sun: Мы делаем так же. Я диктофон ставлю сразу в начале репетиции и пишу все сплошняком. Стереть всегда успеешь, а иногда реально приходят какие-то хорошие мысли и идеи. На следующий день, на свежую голову все пересматривается и уже кажется не таким гениальным, но позволяет потом все разобрать, вспомнить, вырезать нужные куски и на следующей репетиции уже более предметно пытаться развивать какие-то определенные темы.

Alex: У меня эти куски копятся мертвым грузом. Часто бывает лень все снова переслушивать и разбирать.

Dark Sun: На самом деле оно так и выфильтровывается. То, что переслушалось и не засело, может быть, того и не стоит. А те вещи, которые заседают, потом всплывают в какой-то момент, и есть возможность заново переслушать. У нас несколько композиций родилось практически из ничего, из массового шума.

Пчёл: Я могу тебе сказать, что практически вся музыка «Prodigy» родилась именно из шума. Они занимались этим в подвале, принимали разные запрещенные вещества, ставили видеокамеру и микрофон, и каждый на своей волне лабал на своем инструменте. На следующий день это все фильтровалось. В результате получилось довольно много альбомов хорошей, качественной музыки.

Alex: В чате спрашивают: «Расскажите, как у вас в группах сочинение происходит. С чего обычно начинаете?» Я могу рассказать, как у нас это происходит. У нас в группе есть два автора, они обычно приходят уже со своим материалом, более-менее готовым. Некоторые песни приносят уже полностью готовые. Некоторые песни один гитарист пишет, отдает другому, другой что-то дописывает, и так шаг за шагом выкристаллизовывается композиция. Это всегда поступательный процесс сосредоточенной авторской работы с инструментом.

Dark Sun: А у нас в основном есть два подхода. Первый вариант, когда есть некая готовая песня, но зачастую она приходит в виде четырех аккордов и слабенького текста. И дальше в ходе джема между басистом и барабанщиком пытаемся придумать, прочувствовать какой-то ритм под эти слова, потом уже вплетается гитарист. Обычно при таком подходе получаются классические песни без каких-то особых моментов. Просто находишь нужный пульс, ритм, грув, на который ложится текст, и дальше его снабжаешь какими-то интересными переходами, фишками, которые зачастую выплывают из каких-то косяков. А второй вариант – рождение композиций как раз из джемов, из какого-то полного хаоса. Было несколько примеров у нас, когда это все выкристаллизовывается, а потом на это поверху пишется текст. Иногда получаются очень удачные вещи.

Пчёл: У нас практически так же. Иногда гитарист приносит заготовки. Объясняет четыре аккорда, на которые он это положил, и тут же наигрывает соляк. Я сразу соображаю, как это изменить и улучшить. И дальше в такой совместной работе что-то получается. Или я приношу какой-то рисунок невероятный, гитарист начинает развивать это, потом подключается барабанщик, потом пишется текст. Либо, наоборот, приносится какой-то текст, я пытаюсь прочувствовать его настроение, энергетику и подбираю какой-то эффект.

Alex: У нас всегда текст идет после музыки. Есть какие-то заготовки текста, отдельные четверостишия записанные. Когда рождается композиция, мы пытаемся на нее текст натянуть. Иногда она при этом немного трансформируется, но не сильно. Обычно текст идет за настроением, которое задается музыкой.

Пчёл: Я имел в виду, что, прочувствовав настроение текста, ты пишешь музыку. Но при этом все равно сначала пишется музыка, а потом уже текст подгоняется под нее. Как правило, сначала общий рисунок сочиняем, а потом уже добавляем переходы, какие-то доводки и т.д.

Alex: Давайте к нашей теме вернемся, а то мы в сторону ушли. А там товарищ-то о-го-го сколько написал. Следующий вполне очевидный совет: слушайте ту музыку, которая вам нравится, снимайте транскрипции и анализируйте их. Еще интересную мысль он высказал: «Ничто не угробило меня, как музыканта, так сильно, как Guitar Pro. Когда он появился, отпала необходимость снимать все линии самостоятельно». Наверное, в этом сермяжная правда есть.

Пчёл: Вокалистам тоже сильно не советуют петь в караоке. Давайте, наверное, о третьем пункте поговорим, он очень интересный. Автор статьи посоветовал музыканту абстрагироваться от музыки. «Попробуй почувствовать музыку, ее ритм или пульсацию по-другому, не как музыкант. Например, попробуй записаться на танцы, попробуй научиться танцевать под эту музыку и тем самым ты прочувствуешь ее изнутри. Или попробуй спеть под эту музыку, это тоже чему-то может тебя научить. Может быть, это тебе поможет понять музыку».

Dark Sun: Наверное, на меня сильно в свое время повлияло творчество группы «Red Hot Chili Peppers» и пример великого Фли, эти адские пляски при игре, но я действительно ощущаю музыку, ритм и грувы через движение. Зачастую движения сильно помогают, особенно в композициях со сложными, ломаными размерами. Это не значит, что я начинаю приплясывать или в присядку пускаюсь, но у меня есть какое-то движение тела, иногда чисто мускульное, какое-то внутреннее. И я запоминаю это мышечное движение, чтобы движение преобразовывать обратно в музыку. Мне это очень помогает.

Alex: Следующий пункт, Паша, прямо для тебя: создавайте петли и практикуйте из-под них.

Пчёл: Этот совет можно сформулировать примерно так: возьмите какие-то барабанные отрезки, барабанный грув и попробуйте проиграть под такие отрезки. Либо играйте под самого себя. Берите вот эти петли, пишите их для себя и под себя же самого и играйте. Это поможет вашей самоорганизации. Он рассказывает: «Когда я был ребенком, я ненавидел заниматься просто под метроном, играть монотонно 8-е ноты. Я всегда хотел играть в ритме фанка. Поэтому я брал какие-то песни, где были отдельные отрезки музыки, и под них играл упражнения». То есть он от этого не засыпал и, как ему казалось, это учило его больше и лучше понимать музыку.

Dark Sun: В этой теме, которую автор поднял, есть одна строчка, которую я считаю очень правильной: «Занимаясь прелупами, не увлекайтесь длиной». То есть не надо придумывать адские секвенции на 12 аккордов и еще на 4-е транспонирования. Зачастую, залупировав 3-4 аккорда и позанимавшись самоистязанием на протяжении получаса, начинаешь достигать просветления в этом деле. Когда монотонно отрабатываешь какой-нибудь определенный ритм, в какой-то момент тебе это начинает надоедать. Когда тебя от досады и скуки начинает тянуть на разные эксперименты, тут как раз и рождаются всякие интересные темки.

Пчёл: У меня такая же ситуация. Начинаю писать какие-то лупы, записал буквально 4 ноты, не могу удержаться и перекладываю в одну гармонию, потом в другую, начинаю писать гитарную линию, басовую линию, соло, какие-то барабанные партии придумывать, какие-то эффекты накладывать. Иногда это превращается в невероятную музыку. У меня упражнения получается играть только при отбивании ритма ногой.

Alex: Кстати, вы когда-нибудь играли без барабанщика? Когда все пришли, а барабанщика нет?

Пчёл: Да, играли. Мы настолько прочувствовали партию барабанщика и запомнили ее, что даже если его нет, мы про себя пропеваем его партию и, тем самым, не сбиваемся с ритма. Каждый из нас про себя ее слышит, поэтому проблем ни у кого нет, никто не сбивается.

Dark Sun: А я, когда нет барабанщика, люблю гестаповские методы: достаю из чехла метроном и втыкаю его в общую линию.

Alex: Мы уже год почти без барабанщика живем, у нас компьютер полностью его заменил. Я все это к тому, что нога все равно двигается, так поставь ее на хэт, пусть пользу приносит.

Пчёл: В музыкальной школе сразу же отучают отбивать ритм ногой, сразу это пресекают.

Alex: Это как-то идет вразрез со всем тем, о чем мы сейчас вещали.

Пчёл: Я говорю о классическом образовании, о классической гитаре. В чате говорят, что у них в Казани, в рок-школе наоборот заставляют. Но рок-школа – это не музыкальная школа, это две разные вещи.

Alex: Разные подходы есть. Это, наверное, просто кто-то диссертацию написал, и вот пошло в народ такое методическое указание.

Пять препятствий на пути успешного музыканта [46:48]

Пчёл: У нас ведь еще есть тема.

Alex: Ну, давайте. Звучит она как «Причины фатальных неудач».

Пчёл: Автор статьи решил проанализировать все, что происходило с музыкальными группами и отдельными музыкантами, которые потерпели неудачу. Проанализировав, вывел несколько тревожных звоночков, которые сигнализируют о том, что вы пошли не по тому пути.

Alex: Он говорит: «Корень всех зол – это неправильное мышление. Если вы мыслите правильно, то у вас все будет». Мне кажется, это какой-то доморощенный бизнес-тренер, который решил пойти в музыкальную индустрию и заманить нас всех на свои тренинги. У меня именно такое впечатление родилось после прочтения этого материала. Давайте пройдем быстренько по тем красным тряпкам, которые нужно преодолевать и которые сигнализируют о том, что что-то в вашей голове не так.

Dark Sun: Первая, по его мнению, проблема заключается в том, что человек винит во всем других, а не себя. Мне кажется, что это не только в музыке, это вообще проблема по жизни. В общем, банально.

Alex: Банально, но многие живут под этим красным флагом «все вокруг козлы, а я в белом». Я знаю таких людей, которые во всех бедах винят всех, кроме себя. Вторая красная тряпка – скупость.

Dark Sun: Не то чтобы скупость, а то, что ты ограничиваешь себя мыслью, что не заработаешь на этом денег.

Пчёл: То есть ты начинаешь заниматься чем-либо, руководствуясь только возможностью на этом навариться.

Alex: Я вообще не так понял этот параграф.

Dark Sun: Я понял так: тебя начинает тормозить мысль о том, что ты будешь вкладывать в это все больше сил, тратить больше времени, но в конечном итоге не сможешь зарабатывать этим на хлеб.

Alex: То есть совет: не бойтесь вкладывать деньги в то, чем хотите заниматься.

Dark Sun: Короче, тоже банально.

Alex: Следующая красная тряпка: «Вы боитесь выделяться. Не бойтесь высовываться, выходить из зоны комфорта. Найдите себе окружение, которое будет поддерживать те ваши черты, которые выделяют вас из толпы». Как-то, применительно к музыке, я не очень представляю, что это значит.

Dark Sun: Найдите тихого барабанщика, одно-нотного гитариста, немого вокалиста…

Пчёл: Можно рассматривать непосредственно внешний вид. Многих музыкантов мы знаем как людей, у которых есть свой имидж, своя внешняя индивидуальность. И это действительно правильно, действительно важно. Если ты будешь выглядеть как все, ты не будешь выделяться, и никто на тебя не посмотрит или просто тебя не запомнят.

Dark Sun: Поехали дальше. Четвертая проблема: «Вы никому не верите».

Alex: Да, это правда. У нас песня такая даже есть.

Dark Sun: И пятый пункт – контрастный: «Не веришь в себя и в свое самосовершенствование».

Пчёл: Поверь в себя, и люди поверят в тебя. В общем-то, как хочешь, так и трактуй.

Alex: В общем, ерунда какая-то. Но мы должны были об этом поговорить, название обязывало. Хотя кроме названия про музыкантов там нет ничего. На самом деле, именно на эту тему про причины неудач и про то, как построить себя как личность, как бренд музыканта, есть отличный подкаст. Называется этот подкаст «Опытным путем» на сайте podster.fm. Там есть такой человек, Андрей Рябых, интернет-буржуй – многие его под эти именем знают. Он очень интересно рассказывал о том, как нужно выстраивать свой персональный бренд, как себя позиционировать. Я потом дам ссылочку на этот подкаст. Все то, о чем сегодня здесь так высокопарно и окольными путями говорилось, там так или иначе тоже звучит, но ближе к земле.

Опытным путем - Как построить личный бренд

Надо, наверное, закругляться. Будем прощаться. Вы слушали 61 выпуск BassLife Podcast. С вами были Алекс, Пчёл и Dark Sun. Услышимся мы через неделю, в следующую среду, опять в 20:00. Будет у нас прямая on-line трансляция, будет возможность пообщаться с нами в чате напрямую. Спасибо всем, кто нас сегодня слушал. Отдельное спасибо тем, кто потом зайдет на сайт BassLife.ru и оставит комментарии к выпускам. Если вы оставляете комментарии, значит, вы в нас верите. А если вы в нас верите, то мы рано или поздно придем к вершине. Ну, услышимся через неделю. Пока!

Пчёл: Пока!

Dark Sun: Да прибудет с вами сила!


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100