Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №62 - Электронные барабаны на живых выступлениях

  • Бас гитары от Fretlight - подсветка ладов и синхронизация с GuitarPro
  • Электронные барабаны на живых выступлениях.
  • Системы ушного мониторинга.
  • Зрительный контакт или не пялься в зал!
  • Сага о шумодавах.
BassLifePodcast

 

 

Скачать BassLifePodcast-062.mp3 [41 Mb] 57:16 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка.

Alex: Привет, друзья. С вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И вы слушаете 62 выпуск BassLife Podcast. Сегодня я в виртуальной студии опять не один. У нас есть Пчёл. Привет!

Пчёл: Привет всем!

Alex: И есть у нас еще один Паша. Паша, здорово!

Паша: Привет.

Alex: Паша – гость довольно странный, потому что к бас-гитаре он не имеет никакого отношения. Он на гитаре играет, представляете? Паш, в нашем подкасте играть на гитаре – все равно, что младенцев есть. Ты как до жизни такой докатился? Тебе не стыдно?

Паша: Если я на гитаре играю, значит, младенцев уже всех съел. Хуже уже некуда, наверное.

Бас гитара от Fretlights [01:02]

Alex: Давайте на окологитарную тему поговорим. Начнем по традиции с обсуждения необычных и веселых бас-гитар. Фирма Fretlights, довольно известная в некоторых кругах, выпустила, наконец, бас-гитару со светящимися ладами.

Паша: По названию понятно, что она так и должна выглядеть, по-моему.

Alex: Да. У них вся фишка в том, что они выпускают инструменты, в гриф которых вкручивают светодиоды. Если раньше мы видели гитары, которые просто как-то светятся, то эта гитара, как шпаргалка, может показывать, что тебе играть, подсвечивает тот лад, который нужно зажимать в данный момент. Как вам такая идея использования светодиодов в грифе?

Паша: У меня единственный вопрос: как можно ее догнать?

Alex: Не подразумевается, что ты будешь реально это на концерте использовать. Это штука просто для тренировочки. Они говорят примерно так: «Что за XIX век? У вас же на клавиатуре буковки подписаны, и вы это используете, когда печатаете тексты. Тут то же самое».

Паша: Профессионалы вообще-то не смотрят на клавиатуру. Так же и здесь. Для любителей, значит.

Alex: Понятно, что это для начинающих.

Паша: Только непонятно, какой длительности ноты играть. А если 1/16, то ты не воспримешь мигающие диоды на такой скорости.

Пчёл: Давайте по-другому посмотрим. Они пишут: «Есть возможность загрузить в бас посредством соединения с компьютером определенные песенки, табы или еще что-нибудь». Это очень удобно, если ты в поездке. Не нужно будет распечатывать листочки или возить с собой ноутбук, можно загнать в сам бас огромную кучу упражнений.

Alex: Вы не понимаете, для чего эта штука создана. Это не для того, чтобы шпаргалку с собой возить, а для того, чтоб партии учить.

Паша: Только не в реальном времени. Нажал, посмотрел и сыграл так же. А бежать за огоньками – это нереально, по-моему.

Пчёл: Я не хочу отказываться от своего баса только ради того, чтоб у меня появилась обучалка.

Alex: Вы не понимаете, какая это крутая штука. Это нормальный бас. Хоть он и стоит 500$, это не просто тренажер. Эта гитара среднего уровня, которую вполне можно использовать. Кому-то с таким инструментом не стыдно на сцене показаться. Я, кстати, нашел видюшку, правда, не на бас, а на их гитары. Оказывается, можно с Guitar Pro все это синхронизировать. Подключаешь гитару к USB-порту компьютера, включаешь специальную версию Guitar Pro, они ее за 100$ продают, и гитара будет подсвечивать нужные нотки. Учить новый материал гораздо проще. Еще в том же Guitar Pro можно заставить светиться не конкретную ноту, которая сейчас играет, а аккорд.

Паша: Вот это, мне кажется, куда интереснее. У тебя вся гамма светится, и ты бегаешь по грифу.

Alex: Для соло, по-моему, отличная штука. Они на своем сайте написали, что даже гитаристы «Металлики» используют их гитары, чтобы экспериментировать с разными гаммами.

Пчёл: Чтобы выучить свои песни, наконец-то.

Электронные барабаны на живом выступлении и мониторинг [08:15]

Alex: Давайте дальше пойдем. Следующая тема, на которую я хотел бы поговорить – это электронные барабаны. Поделюсь нашей болью и бедой. Мы уже год играем без барабанщика, и надумали, наконец, дать живой концерт. Но живой концерт вообще без барабанов – это как-то странно, поэтому решили сделать электронные барабаны. Пчёл, у тебя был опыт работы с электронными барабанами, или вы исключительно с живыми людьми общаетесь?

Пчёл: У меня был опыт работы с плагином. У нас барабанщик заболел, лежал в больнице, а концерты прекращать было нельзя. Мы нашли умного битмейкера, который нам предложил несколько вариантов, как можно реализовать барабаны: либо полное повторение барабанщика, либо примерно похожий вариант с соблюдением скорости, но не с полным соблюдением всех «нажатых» барабанов. Мы пытались выступать и с тем и с другим вариантом. Настукивали, кусочками собирали себе барабанную партию, потом все это загоняли в обычный звуковой файл и пускали его за спиной. Тяжко, конечно, сыгрываться под синтетику – если кто-то скосячит, то уже барабанщик не подхватит.

Alex: Основная проблема – себя не слышно порой. Вернее, непонятно, что на сцене с мониторами будет.

Пчёл: В этой ситуации нужно очень четко себя мониторить. Когда ты играешь на сцене с живым барабанщиком, он слышит тебя, а ты пытаешься слушать его.

Паша: Это смотря какая сцена. Когда сцена большая, то там и барабанов можно не услышать. Когда барабан далеко, он иногда слышен исключительно их мониторов.

Пчёл: Мы брали радиостанции и использовали индивидуальный мониторинг.

Паша: Многое зависит от звукаря и от того, какие там мониторы.

Пчёл: Самое главное при использовании электронных барабанов – то, что у тебя нет права на ошибку.

Alex: Я хотел не столько впечатлениями поделиться, сколько рецепты дать, как играть с электронным барабанщиком.

Паша: Мониторинг в ухо – это, по-моему, хороший вариант. Ты не так сильно будешь зависеть от звукорежиссера. Но это достаточно большие вложения.

Alex: Я вчера полез в системах мониторинга персонального разбираться. Я понял, что есть трансмиттеры, т.е. передатчики, которые можно в пульт воткнуть. Один передатчик стоит и всем передает? И нужно еще пять приемников для каждого музыканта покупать? Или для каждого нужен свой передатчик?

Пчёл: Каждому человеку нужно отдельно то, что будет тебе транслировать звук в ухо. А радиостанция, которая раздает, одна. Смотря на сколько каналов она рассчитана, конечно. Бывают раздающие радиостанции на три канала, на пять каналов, на десять. Она один сигнал общий раздает всем. Есть варианты, которые могут эксклюзивно выдавать разные сигналы на каждое устройство, но они очень дорогие.

Alex: Я бы вообще хотел получить устройство типа минимикшера, который повесишь на пояс и можешь себя подкрутить или кого-то из участников. Такой персональный микс. Но что-то я такого не нашел.

Пчёл: Это пока еще за гранью.

Alex: Есть проводной аналог. Эта такая дура и шесть персональных микшеров для музыкантов, можно себе в ухо сделать персональный микс. Но это на проводах, а я искал что-нибудь такое на радиоканале.

Пчёл: Провод – это не вариант. Ты для того и берешь себе систему индивидуального мониторинга, чтобы не быть привязанным к одному месту.

Alex: Я, знаете, до какого извращения додумался в последних своих изысканиях? В гнездо, куда джек втыкается, вставить какой-нибудь разветвитель. Один сигнал посылать как обычно, второй посылать на микшер, весящий на поясе. И в этот микшер еще загнать радиосигнал. Чтоб себя можно было погромче сделать.

Пчёл: Вариант в принципе реализуем. У тебя индивидуальный мониторинг будет, к примеру, в левое ухо, а твоя гитара – в правое. Ты в гитару вставляешь малюсенький преампик и у себя на проводке, идущем от гитары до наушника, делаешь регулятор громкости. Тем самым получаешь микс между твоей гитарой и общим миксом.

Паша: А когда у тебя один наушник, второе ухо надо затыкать берушей?

Alex: Я почитал отзывы – кто затыкает, кто нет. Если ты заткнешь два уха, то окажешься в вакууме и не будешь ничего слышать кроме этой штуки.

Пчёл: Я использовал не вакуумные наушники, а самые обыкновенные капельки, вкладыши. Благодаря их негерметичности, я слышал и всех отдельно, в наушниках, и себя, и происходящее вокруг. Меня все устроило.

Alex: Как себя слушать, в общем-то, понятно. Я хотел поговорить о том, как создавать эту красоту. Если у людей вдруг нечаянно умер или заболел барабанщик, куда бежать, какой софт искать, в чем собирать? Конечно, самый простой вариант – найти чувака, который что-то умеет со звуком делать, и пусть он это делает.

Пчёл: Битмейкеры – это самый прекрасный вариант в любом случае.

Alex: У нас проще все получилось. У нас все партии в Guitar Pro есть, поэтому мы просто взяли барабаны из Guitar Pro. Тупо перегнали их в midi, взяли плагин, Easy Drums мы, кажется, использовали. Загнали все это в mp3 и это счастье использовали. В чате тут рекомендуют просто из Guitar Pro напрямую гнать. Не надо этого делать! Мы пробовали – очень плохо получается.

Паша: Конечно, не надо. Даже на репетиции этих барабанов будет не слышно, что уж говорить о концертах.

Пчёл: Ладно, их не слышно. Они еще очень жестко забивают частоты. Несведенный звук начинает портить весь ваш микс.

Alex: Еще проблема была, как это в пульт завести, чтобы на мониторы раздавать.

Паша: Что там, на сцене ди-боксов нет?

Alex: У нас тут был тур из двух концертов новогодних. На первом концерте тупо вставили ноутбук прямо в пульт. Никаких ди-боксов.

Паша: Так там расстояние было три метра, зачем там ди-бокс. Смысл ди-бокса, чтобы на 20 метрах кабеля баланс найти. А на 3-х метрах какие там наводки – можно и напрямую.

Alex: Кстати, в чате пишут, что с электронными барабанами люди звучат круче, чем с барабанщиками.

Пчёл: Все зависит от звукача. Попробуй-ка ты отдельно каждый барабан сведи, отфильтруй, отэквализируй.

Alex: Если зал маленький и у тебя живые барабаны стоят и глушат все, с ними уже ничего не сделаешь – своди, не своди.

Пчёл: Даже в маленьком зале приходится выводить, как минимум, бас-бочку и напольный том. В электронных барабанах звук уже сведенный, отфильтрованный, отэквализированный, законченный. Бери и пользуйся – студийное качество.

Alex: Наш прошлый барабанщик был бы с тобой не согласен. Он купил электронную барабанную установку за 30 тысяч, поигрался с ней месяца два и продал.

Пчёл: Потому что она 30 тысяч стоила. У барабанщика одной из моих команд электронная барабанная установка стоит около 100 тысяч. У него есть и акустическая установка такого же уровня, поверьте мне на слово, электронная звучит лучше. Звук уже сведен, его запускай и выдавай, только громкость подогнать. А акустические барабаны нужно еще свести, отесать, подточить, еще и смешать.

Alex: Если mp3 сведена, бочку уже не прибавишь, не убавишь.

Пчёл: Можно брать каждый инструмент, разводить его отдельно по дорожкам – отдельно тарелки, отдельно рабочий и т.д. Предоставить звукарю ноутбук с отдельно записанными дорожками, и он уже каждый поток эквализирует и выдаст готовый многодорожечный трек.

Alex: В чате нам возражают: «Живую динамику не заменить: акценты, забивки, импровизации». Ребята, вы, по-моему, в прошлом веке живете.

Пчёл: Динами лишены были барабанные установки, выпущенные еще годах в 80-х, у которых были только «Вкл.» и «Выкл.». Сейчас это все вышло на новый уровень. Только у рабочего барабана минимум пять зон. Все реализовано максимально. Вы на слух не отличите акустическую барабанную установку от электронной.

Alex: Барабанщики с тобой не согласятся. Возможности-то те же, но специфика игры другая. Надо к этим барабанам приживаться.

Зрительный контакт [39:25]

Alex: Под впечатлением от тех концертов, которые были, я себя поймал на одной мысли. Мы отыграли, спустились в зал и решили послушать следующую группу. Ребята начинают играть, мы стоим в первом ряду, прыгаем, машем головой. И вокалист стоит и смотрит на меня, я на него. Я думаю: «Что ж ты, собака, так на меня смотришь? Что ж ты мне весь кайф-то обламываешь?» И вот в связи с эти вопрос: зрительный контакт он вообще нужен или нет? Когда вы играете, вы смотрите в зал? Вы акцентируете внимание на людях? Вы смотрите им в глаза? Когда люди смотрят в потолок, это тоже плохо. Когда смотрят в никуда, тоже как-то не так. У вас как с этим?

Паша: Многое будет зависеть от того, экстраверт ты или интроверт.

Пчёл: Если человек просто поет, у него есть время для того, чтобы посмотреть на людей, пробежаться по лицам, кому-то подмигнуть, кому-то улыбнуться. У меня на это времени, как правило, не хватает. Это очень круто, когда ты умеешь абстрагироваться, когда ты играешь, поешь, и еще у тебя хватает сил и места в мозгу для того, чтобы посмотреть на окружающих людей. Играть на басу и петь довольно сложно, но я иногда умудряюсь кому-то улыбнуться, кому-то посмотреть в глаза. Это в принципе нужно.

Alex: Мне проще – я ничего не вижу, когда очки сниму. Я смотрю на серые пятна в толпе, и мне как-то комфортно.

Пчёл: Серым пятнышкам тоже можно улыбаться.

Alex: Я улыбаюсь и даже язык иногда высовываю. Но делаю это не персонально, обращаясь к серому пятну. Может, когда я серому пятну язык показываю, этому пятну застрелиться хочется – вот я о чем говорю вам сейчас.

Пчёл: Девушкам это нравится. По-моему, это зависит от предпосыла. Можно смотреть зло, можно смотреть озадаченно, озабоченно…

Alex: А как гитаристы относятся к этой проблеме?

Паша: По-моему, это вообще не проблема. Смотрит на тебя человек – это отлично. Гораздо хуже, когда ты смотришь в зал, а они где-то в облаках, ничего им не надо.

Alex: Я могу поделиться профессиональным секретом, как себя нужно вести, чтобы аудиторию захватывать. Если у музыканта проблема установить зрительный контакт, есть классная методика. Сначала ищите в толпе всех, у кого красные кофточки, смотрите на них по две секунды. Потом ищите всех, у кого зеленые галстуки. Потом на всех в очках. Взгляд–взгляд–взгляд, и получается, что вы охватываете аудиторию. Зрительный контакт, конечно, важен, но не нужно пялиться на одну девочку или на одного мальчика, который застрелится после выступления.

Шумодавы [45:26]

Alex: К следующей теме пойдем? Как насчет того, чтобы поговорить о noise gate?

Пчёл: Я с удовольствием.

Alex: Пользуетесь?

Пчёл: Пользовался.

Alex: Я никогда в жизни не пользовался. Мне кажется, что эта штука для бас-гитариста абсолютно бесполезная. Если у баса начинает что-то шипеть, это, наверное, какая-то проблема, которую нужно решать экранировкой или заменой проводочков. Я ни разу не видел басов, которые требовали бы установки этого noise gate пресловутого.

Пчёл: Я пользовался, занимаясь гитаризмом. А будучи бас-гитаристом, к этому я уже не возвращался. Но опыт у меня серьезный с этими шумодавами. Могу поделиться им, может, кому-то будет интересно.

Alex: Расскажи про классификацию, какие бывают.

Пчёл: Большинство шумодавов, тот самый пресловутый Boss Noise Gate или, допустим, MXR, действуют как простой выключатель звука. Ты устанавливаешь крутилкой «treshold» какой-то уровень звука, опускаясь ниже которого, твой сигнал будет просто выключаться. То есть в паузах между игрой у тебя не будет звука. Но как только ты начинаешь играть вся палитра твоего шума, фона будет возвращаться обратно. Есть еще noise-редукторы, эта педалька уже стоит подороже. В них нет выключения, а вложен специальный алгоритм, который вычисляет паразитные звуки и исключает их. В чем минус гейтов? Если у тебя сильный шум, то твой тихий звук вписывается в этот шум, и гейт будет жрать твой звук – в любой момент твоя нота может обрезаться. Еще они каким-то образом съедают пики твоей атаки.

Паша: Могу поспорить. Если вместо батарейки поставить нормальный блок питания, проблема исчезнет. Т.е. это проблема не самого гейта.

Пчёл: В мою бытность гитаристом я пробовал MXR, к примеру, я пробовал классический Boss NS-2, после чего я взял для себя ISP Desimator G-String с петлей эффектов. Две педальки таких существует – без разрыва и с разрывом. В чем разница? Та, что без разрыва, детектирует только твой естественный сигнал и его чистит. А та, что с разрывом, смотрит не только входной сигнал, но и как он ведет себя в петле эффектов и фильтрует этот сигнал тоже.

Alex: Эта педалька цифровая?

Пчёл: Полностью. О каком аналоге здесь в принципе может идти речь. Эти педали проявили себя очень достойно, и многие музыканты, которые пользовались тем же Boss Noise Gate, все почти от него отказались.

Паша: У Табачникова есть видео про desimator. Он на синглах играет, на диком перегрузе, с грелкой – вообще шума нет, абсолютно.

Alex: А диапазон цен какой? Сколько эта красота стоит?

Паша: Desimator на e-bay стоит тысяч 7. И даже за 5 я видел – может, это те, которые без петли.

Пчёл: Я за свой отдал пять с половиной. Это нормальные деньги за качественную педаль, которая сделает твой звук лучше. Тем более, если ты любишь звук синглов.

Alex: Чувствуется, что я один басист здесь остался.

Паша: Люди же играют и на басе с перегрузом.

Alex: Этих людей надо анафеме предавать и сжигать на кострах.

Пчёл: Я всю жизнь играю на басу с перегрузом.

Alex: Давай к нашим баранам вернемся.

Пчёл: Что я хочу сказать о шумодавах в принципе? Ни для кого не секрет, что в России нет заземления. Я брал свой Dan Electro и просто заземлял процессор – и у меня не было никакого шума, никакого фона. Вся грязь уходила в землю.

Паша: Если заземление есть, шума не будет.

Пчёл: А насчет noise gate’ов… Выбор педалек очень небольшой. Все они в принципе работают по одной технологии, которая неизменна в течение последних 15-20 лет, когда появились первые шумодавы. Выбирать просто не из чего. Либо desimator, либо не-desimator – другого варианта нет. Но прогресс идет, может, еще что-то придумают.

Alex: Давайте на этой оптимистической ноте закругляться. Вы слушали 62 выпуск BassLife Podcast. С вами были Алекс, Пчёл и Павел. Услышимся через неделю, в следующую среду, опять в 20:00 по московскому времени. Заходите на наш сайт BassLife.ru, оставляйте обязательно комментарии к этому и другим выпускам нашего подкаста. Подписывайтесь на твиттер, у нас группа вКонтакте есть. В общем, в любом месте пишите – ваши сообщения до нас дойдут. Всем пока!

Паша: Счастливо.

Пчёл: Удачи!


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100